Версия для печати

Выдающийся выпускник ЛИТМО

Павел Алексеевич Ефимов (1908-1999)

Люди вершат историю, и история формирует людей.

Ярким подтверждением этому является жизнь и трудовая деятельность Павла Алексеевича Ефимова — выпускника ЛИТМО (1935), главного конструктора и директора в течение 36 лет ОКБ «Электроав томатика», доктора технических наук, профессора, заведующего базовой кафедрой автоматизации проектирования бортовой электронно-вычислительной аппаратуры ЛИТМО (1980-1983). П. Ефимов — Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Государственной премии СССР, кавалер трех орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, награжден семью медалями.

Обладая большими природными способностями, трудолюбием и желанием учиться, П. Ефимов за короткое время прошел путь от крестьянина, кузнеца на Кировском заводе в Ленинграде до главного инженера производственного предприятия.

В предвоенные годы большая группа советских специалистов-авиастроителей была направлена в США для приобретения опыта и закупки оборудования для отечественных самолетостроительных заводов. В составе группы был и П. Ефимов. Это дало ему толчок в развитии, значительно расширило кругозор.

С первых дней Великой Отечественной войны Ефимов был одним из организаторов эвакуации производств из Ленинграда, руководил монтажём и запуском оборудования в г. Раменское Московской области. В конце войны все это было проделано в обратном порядке, причем с минимальными потерями.

После войны встала задача создания и развития передового отечественного авиационного приборостроения. Для этой цели создавались проектные организации, опытно-конструкторские бюро. Руководителем одного из них, предназначенного для создания отечественных авиационных тренажеров, был назначен П. Ефимов.

Развитие военной и ракетной техники, усложнение бортового оборудования и появление в его составе цифровых вычислительных машин поставило на повестку дня вопрос разработки теории и практики бортового комплексирования оборудования на основе цифровых вычислительных машин. П. Ефимов и его коллектив смело взялись за решение этой проблемы.

Первые отечественные комплексы такого класса были созданы для самолетов Генеральных конструкторов Р. Белякова и П. Сухого в период с 1960 по 1970 год. В центре главных событий — П. Ефимов. С раннего утра и до позднего вечера он трудится в ОКБ. Вокруг — его ближайшие помощники и сподвижники: Е. Липин, Р. Шек-Иовсепянц, Ю. Сабо, В. Суслов, Б. Видин, П. Парамонов, Ю. Есин, В. Васильев, И. Крылов, С. Блажков, М. Львовский, Н. Морозов, Г. Гурьев, Л. Хохлов, Л. Горохов, Л. Фомин, С. Гуршман, М. Ермолаев, В. Павлов, В. Воробьев, Н. Кувшинов, Ю. Коротков, А. Стригин, Ф. Левин.

1970-1980 годы — период становления и расцвета ОКБ. Вложенные государством средства, дружный и самоотверженный труд коллектива способствовали появлению большого количества разработок, авторитет которых был настолько велик, что практически все самолеты, разработанные или модернизированные в этот период, оснащались по проектам ОКБ. Это гражданские самолёты ТУ-144, ТУ-154, ТУ-204, ТУ-334, самолёты дальней и стратегической авиации — ТУ-22, ТУ-95 и ТУ-160, изделия конструкторских бюро им. А.И. Микояна, им. П.О. Сухого, им. Н.И. Камова и им. М.Л. Миля.

ОКБ принимало участие в космических программах, в разработке систем индикации космического корабля «Буран».

Авиационной промышленности требовались молодые квалифицированные кадры, и в 1980 году в ОКБ по инициативе и под руководством профессора П. Ефимова создаётся базовая кафедра ЛИТМО по дополнительному профилированию студентов старших курсов в области автоматизации проектирования электронной аппаратуры. Это позволило ОКБ и многим предприятиям подотрасли систематически пополняться молодыми специалистами, которые уже во время учёбы в институте активно участвовали в работе коллектива. Это давало возможность свести до минимума период адаптации молодого инженера, приходящего на производство.

В 1982 году П. Ефимов ушёл на заслуженный отдых, но активно участвовал в делах ОКБ и ЛИТМО, регулярно встречался со своими коллегами и учениками и щедро делился с ними своим богатым опытом.

П. Парамонов, директор и главный конструктор ОКБ «Электроавтоматика»

Предыдущая статья     Следующая статья