Версия для печати

Успехи и проблемы наших программистов

Чемпионы мира 2004 г. получают чек от корпорации Borland. Слева направо: Дмитрий Павлов, Павел Маврин, Дейл Фуллер, Сергей Аршанский

За последний месяц произошло несколько значимых событий в области информационных технологий, в которых наш университет был одним из главных участников. В частности, 24 мая в стенах нашего вуза прошла торжественная церемония присуждения звания почетного доктора университета г-ну Дейлу Фуллеру — президенту и исполнительному директору корпорации Борланд, которая занимается наиболее элитарной областью разработки программного обеспечения.

С просьбой прокомментировать эти события наш корреспондент обратился к декану факультета информационных технологий и программирования, профессору Владимиру Парфенову — основному вдохновителю и организатору подготовки в нашем университете компьютерных суперменов.

Владимир Глебович, расскажите, пожалуйста, более подробно о новых направлениях сотрудничества корпорации Борланд и нашего университета.

Корпорация Борланд и наш университет открывают совместную научно-исследовательскую лабораторию в области технологии программирования. Как сказал Дейл Фуллер, корпорация, разрабатывающая лучшее в мире программное обеспечение, заключила союз с университетом, воспитывающим лучших в мире молодых программистов.

На первый год работы лаборатории корпорация выделяет университету грант в размере 100 тыс. долларов. Эти деньги пойдут на зарплаты преподавателям, научным сотрудникам, аспирантам и студентам, ведущим исследования в указанной области.

Кроме лаборатории, в рамках университета начинает действовать Академия программирования Borland, в которой ежегодно будут проходить интенсивную подготовку 25 студентов петербургских вузов, показавших заметные способности в области теоретической информатики и программирования.

В рамках Академии будут также проводиться занятия для 100 — 150 лучших школьников физико-математического лицея № 239 и для студентов кафедры компьютерных технологий университета.

Академия программирования Borland уже приглашает подавать заявки студентов третьих курсов технических вузов нашего города для зачисления в группу, которая будет обучаться по специально подготовленному плану.

Таким образом, деятельность лаборатории будет направлена на поддержку и воспроизводство научно-преподавательских кадров, а деятельность Академии — на подготовку необходимых российской экономике профессиональных кадров.

Наконец, петербургский центр разработок корпорации Borland будет специально набирать группу из десяти студентов-интернов, которые пройдут интенсивный тренинг для начала успешной работы в центре.

Не означает ли это, что после окончания Академии Borland все студенты будут обязаны пойти к ним работать?

Нет. Это касается только студентов-интернов, занятия с которыми руководителю оплачивает корпорация Borland, а самим интернам выплачивается стипендия размером 200 — 300 долларов в месяц. Эти интерны будут иметь рабочие места в стенах петербургского филиала корпорации Borland. Стоит отметить, что эти деньги выделяются корпорацией Borland в дополнение к вышеупомянутым 100 тыс. долларов. Частично вакансии интернов уже заполнены студентами ГЭТУ(ЛЭТИ), нашего университета и матмеха СПбГУ.

Владимир Глебович, расскажите, пожалуйста, о прошедшем недавно финале чемпионата мира по программированию. Почему местом его проведения был выбран Шанхай?

Выбор Шанхая в качестве места проведения финала двадцать девятого чемпионата мира по программированию был неслучаен. Он стал еще одним подтверждением того факта, что центр мировой компьютерной индустрии все больше перемещается в Азию.

Отметим, что впервые в число 26 классифицированных команд команды Китая попали только в финале 1998 г., но при этом остались за пределами призовой десятки. Кстати, финал 1997 г. стал последним, в котором победила команда американского университета.

В чем состояла интрига нынешнего финала чемпионата мира?

В финале 2005 г. главные надежды хозяев были связаны с командой Шанхайского университета, которая в финале 2002 г. стала первым азиатским чемпионом мира по программированию. Главная ставка «остального мира» делалась прежде всего на знаменитые и исключительно сильные «Russian Teams».

На старте чемпионата мощно пошла вперед команда МГУ, возглавляемая Петром Митричевым, являющимся, пожалуй, самым сильным российским студентом в этом виде программистских состязаний за всю историю участия наших университетов в чемпионатах мира. Особенно сильно Петр выступает в тех случаях, когда ему удается все задачи сдавать с первой попытки. В финале реализовался именно этот неудачный для остальных команд вариант. За первые три с небольшим часа его команда решила семь задач — шестую и седьмую задачи команда МГУ сдала на 158 и 186 минутах.

Команда нашего университета была готова к такому развитию событий, ей удалось, как говорят велосипедисты, «сесть команде МГУ на колесо» и в самом начале четвертого часа борьбы на 191 и 196 минутах тоже сдать шестую и седьмую задачи. Руководители нашей команды надеялись, что при решении трех оставшихся очень сложных задач петербуржцы смогут переиграть команду МГУ.

Наконец, спустя десять минут после нашей команды, на 205 и 211 минутах шестую и седьмую задачи решила и команда Ватерлоо (Канада) и вышла на третье место. Команда Шанхайского университета чуть раньше команды Ватерлоо на 203 минуте сдала лишь шестую задачу, и в результате в начале пятого часа борьбы оказалась даже на пятом месте, проигрывая команде университета Вроцлава, которая тоже решила шесть задач, но имела лучшее штрафное время.

Команда Шанхайского университета безнадежно проигрывала трем лидирующим командам по штрафному времени и имела на одну решенную задачу меньше. Поэтому у всех сидящих в зале во второй половине состязаний стало складываться мнение, что хозяева финала выбыли из борьбы за высший титул.

Однако за семь минут до истечения времени состязаний (которые продолжаются пять часов) под восхищенный гул болельщиков судья понес к столу команды Шанхайского университета восьмой воздушный шарик. Шанхайским студентам удалось успешно сдать задачу и перейти с четвертого места на первое и стать, таким образом, чемпионами мира 2005 г.

Надо сказать, что о путях решения этой последней задачи у всех присутствовавших на финале россиян, а также у не присутствовавших в Шанхае знаменитых российских ветеранов-болельщиков не было никаких идей.

Насколько успешно выступили на финале российские команды?

Общие итоги чемпионата следует признать удачными для российских команд. Второе абсолютное место, золотую медаль и звание чемпиона Европы завоевала команда МГУ. Третье абсолютное место с золотой медалью заняла команда нашего университета в составе Павла Маврина, Сергея Оршанского и Дмитрия Павлова, тренер — Андрей Станкевич.

Очень сильно провели российские команды пятый час состязаний. В частности, команда Ижевского государственного технического университета повторила успех предыдущего года и заняла общее девятое место, завоевав бронзовые медали.

Немного не дотянули до медалей команды Уфимского государственного авиационного технического университета — дебютант финала, и молодая команда Новосибирского государственного университета, также решившие в итоге по шесть задач и разделившие 13 — 16 места. Хорошо выступили и команды государственных университетов Белоруссии, Перми, Санкт-Петербурга, Саратова и Урала, которые решили по пять задач и разделили места с 17 по 28.

Владимир Глебович, есть ли особенности у этого чемпионата по сравнению с предыдущими?

Главной особенностью является огромный успех китайских команд и небывалый провал команд университетов США. Если взять первые 28 команд, то в их число входят восемь китайских команд, девять российских, две канадские, две иранские, две польские, по одной команде из Белоруссии, Швеции, Норвегии, Румынии и США.

Однако почивать на лаврах нам нельзя. Необходимо срочно принимать специальную программу подготовки российских программистов, включающую не только учебно-методические мероприятия (разработку номенклатуры специальностей, программ, курсов и т. д.), обсуждению которых сейчас посвящено девяносто процентов времени, а мероприятия, решающие прежде всего социально-демографические, финансово-юридические и организационные проблемы. Без создания вертикали управления этой подготовкой у нас не будет шансов на то, чтобы отстоять свое место под мировым компьютерным солнцем.

Предыдущая статья     Следующая статья