Версия для печати

Неповторимое лицо кафедры

Сотрудники кафедры культурологии: (первый ряд, слева направо)доценты: Н. Филичева, Н. Фомина, Н. Свечникова, О. Борисов; (второй ряд) Ю. Джалиашвили, лаборант; И. Третьякова, доцент

Доцент Н. Филичева на занятиях со студентами в музее

Исполнилось 10 лет со дня создания в нашем университете кафедры культурологии. На вопросы редакции отвечает кандидат исторических наук, доцент Наталья Николаевна Фомина, которая заведует кафедрой с 1995 г.

Наталья Николаевна, в чём «изюминка» Вашей гуманитарной кафедры в нашем в основном техническом университете?

Наша кафедра постаралась создать такую технологию преподавания, которая сочетала бы все лучшие достижения гуманитарных кафедр нашего университета: обязательные базовые дисциплины и элективные авторские лекционно-практические курсы; применение для контроля знаний студентов новых информационных технологий; культурно-просветительская деятельность и т. д.

Особенность нашей кафедры в постоянной мобильности, готовности перестроиться, взяться за новую работу, которая представляется более перспективной. Конечно, не все наши начинания были успешны. Дважды мы пытались открыть новую специализацию. Сначала — связи с общественностью, затем — организационная культура. Благодаря последнему проекту мы занялись корпоративной культурой, разработка проблематики которой весьма перспективна.

Любой коллектив действует динамично и продуктивно тогда, когда его объединяют общие дела и интересы. Для нашей кафедры особенно важна возможность реализации в учебно-педагогической деятельности своих научных интересов, что проявляется в выборе тем авторских курсов.

Так, в 2004/2005 учебном году кроме культурологии мы читали: «Основы этики и этикета», «Деловой этикет», «Имидж и карьерные перспективы молодого специалиста», «Культура Санкт-Петербурга», «Практическая конфликтология в системе управления», «Художественные стили в Западной Европе и России». Приятно, что эти учебные курсы вновь вызвали интерес студентов и выпускающих кафедр.

Нам представляется важным то, что эти дисциплины оказывают влияние на формирование позитивного имиджа наших специалистов, расширяют их кругозор, способствуют социальной мобильности и успешному карьерному росту. Следует отметить, что выпускающие кафедры университета используют далеко не весь наш педагогический потенциал.

Расскажите, пожалуйста, о сотрудниках Вашей кафедры, их научных интересах и достижениях.

Кадровый состав кафедры с момента её основания почти не изменился. Однако произошли качественные перемены: три преподавателя защитили кандидатские диссертации, четыре получили ученое звание доцента. На кафедре работают доценты, кандидаты философских наук О. Борисов, Н. Свечникова, И. Толстикова, Н. Филичева. К работе со студентами привлекаются и совместители.

В рамках своих научных интересов преподаватели участвуют в конференциях, выступают с докладами. За последние пять лет было опубликовано около 80 работ.

Особо важными были для кафедры общие научные проекты: «Формализация, структурирование и катехизация культурологического знания» (1998-2001), «Разработка методики и создание на ее основе комплекса аттестующих и обучающих тестов по культурологии для системы дистанционного обучения на основе сетевой Интернет-технологии» (2001-2002). Название тем отражает основные составляющие нашей теоретической и научно-методической работы.

Ваша кафедра гуманитарная, используете ли Вы в своей работе информационные технологии?

Кафедра культурологии уже давно создала систему аттестующих тестов для контроля знаний студентов. В настоящее время все студенты проходят три рубежных аттестации в  ЦДО. В 2004 г. мы ввели в учебный процесс электронный учебно-методический комплекс по культурологии. Он включает в себя конспект лекций по каждой теме, глоссарий, персоналии, информационные материалы и обучающие тесты. Это позволяет студентам самостоятельно работать над курсом.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволило нам решить ряд учебно-методических задач. Во-первых, мы сами овладели компьютерной техникой. Во-вторых, появилась возможность обмениваться информацией со студентами на современном техническом уровне (электронный учебно-методический комплекс по культурологии в ЦДО, творческие студенческие работы на электронных носителях, электронная почта, презентации на лекциях и т. п.). Кроме того, мы смогли высвободить больше времени для общения со студентами на семинарах и консультациях. Это особенно важно для гуманитарных дисциплин.

Фактически все преподаватели кафедры готовы к чтению лекций с использованием презентаций, позволяющих проиллюстрировать учебный материал, что особенно важно, когда речь идет о культуре и искусстве. Большой опыт накоплен и в ходе проведения семинаров, на которых студенты выступают с докладами, опираясь на подготовленные ими презентации. Это позволяет им соединить воедино свои специальные знания и культурологический материал.

Какие особенности в организации учебно-методической работы кафедры Вы еще могли бы отметить?

На нашей кафедре в основном ведется работа по двум большим дисциплинам: культурология и этикет. По каждой из них сформирован учебно-методический комплекс, который состоит из программ общего и элективных курсов, учебно-методических пособий, терминологических словарей-справочников, пакетов аттестующих компьютерных тестов, компьютерных обучающих программ.

Особенности лекционного материала позволяют нам широко использовать иллюстративные аудио-, видео- и диаматериалы, проводить занятия со студентами в музеях, организовывать прогулки и экскурсии по городу и пригородам.

Очень удачное печатное с электронным приложением учебно-методическое пособие издано Н. Филичевой по курсу «Художественные стили в Западной Европе и России». Всего за прошедшее десятилетие сотрудниками кафедры опубликовано семь учебно-методических и учебных пособий.

Большое внимание мы уделяем творческой самостоятельной работе студентов: написанию рефератов, созданию наглядных пособий, видеофильмов, CD по культурологии и этикету, подготовке и проведению экскурсий и т. д.

Как воспринимают Ваши дисциплины студенты-технари?

Мы не проводили широких социологических опросов и анкетирования студентов по этому вопросу, однако, нам кажется, что изучение культурологии стало естественным и необходимым как для студентов, так и для самих выпускающих кафедр. Чаще всего студенты спрашивают — будет ли еще читаться культурология? И мы отвечаем, что, к сожалению, курс рассчитан только на один семестр.

Стало ли Вашей кафедре уютнее в университете после десятилетия преподавания культурологии и этикета?

Десять лет — небольшой срок для существования кафедры как научного и педагогического сообщества. Однако это время, в которое вместилась вся наша жизнь — достижения и неудачи, успехи, надежды, тяжелый и радостный педагогический труд, упорная борьба за выживание и обретение своего неповторимого лица и достойного места в университете.

Наши усилия достаточно высоко оценены: три члена кафедры: Н. Фомина, Н. Свечникова и И. Толстикова получили звание «Почетный работник профессионального высшего образования Российской Федерации». За успехи в работе за 2004 г. кафедра была награждена дипломом университета.

Если ответить на Ваш вопрос более конкретно, то да, конечно, нам стало уютнее, мы чувствуем заботу и доброе отношение к нам и со стороны нашего деканата, и коллег с технических кафедр и деканатов, и, конечно же, благодарное отношение студентов. Для них, студентов, самое важное — это создание условий для общения и проявления их знаний и интересов в области культуры.

Самым дорогим для преподавателя бывает благодарность студентов за беседу, за готовность выслушать их мнение. Это удивительно трогательно и немного грустно, когда студент говорит — спасибо, что потратили на нас время. Трогательно, потому что очень приятно чувствовать, что наши мысли, ценности, знания востребованы, понятны и близки молодым людям. Грустно, потому что учебный процесс сегодня построен так, что преподаватель-гуманитарий, к сожалению, не может уделить достаточно времени для беседы с хорошим и думающим студентом. Представляется, что именно беседы, а не прием задолженностей, зачетов и экзаменов являются наиболее значимыми для них.

Наталья Николаевна, Вы являетесь директором Межвузовского центра по дистанционным технологиям в междисциплинарном образовании. С какими вузами Вы сотрудничаете и какие задачи решаете?

Межвузовский центр является структурным подразделением университета и преемником Межвузовского центра новых информационных технологий в гуманитарном образовании, существовавшим с 1992 г.

С апреля 2004 г. я стала директором преобразованного центра. Кроме меня в состав руководителей центра входят: З. Джалиашвили — профессор, начальник Центра новых образовательных технологий Северо-Западной академии государственной службы и А. Лямин — доцент, директор Центра дистанционных технологий университета.

Главными задачами центра являются: координация деятельности вузов Северо-Запада в области применения информационных технологий в гуманитарном образовании, предоставление информации, разработка методических рекомендаций, проведение совещаний, семинаров и конференций; организация консультаций и повышения квалификации.

Первым публичным мероприятием Центра стало проведение в декабре 2004 г. межвузовского семинара по применению дистанционных технологий в гуманитарном образовании.

Подробнее о деятельности центра можно узнать на сайте по адресу: http//mvc.ifmo.ru на портале университета.

Предыдущая статья     Следующая статья