Версия для печати

От технического к исследовательскому

Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана профессор И. Б. Федоров и ректор университета профессор В. Н. Васильев

Один из целесообразных путей дальнейшего развития высшей школы в нашей стране – в создание института исследовательских университетов, а в плане инженерно-технического образования – исследовательских технических университетов. О некоторых основных характеристиках таких университетов рассказывает ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана, член-корреспондент РАН профессор Игорь Борисович Федоров.

В МГТУ им. Н. Э. Баумана разработана концепция российского исследовательского университета и обоснована целесообразность создания в российской системе высшего образования сети исследовательских технических университетов.

Исследовательский университет – комплексное высшее учебное заведение интеграционного типа. Оно сочетает в себе функции научно-исследовательского и образовательного учреждений. Научные исследования, проводимые в нем, носят как фундаментальный, так и прикладной характер, но обязательно определяющие развитие научно-технического прогресса. Исследовательский университет ориентирован на передачу новым поколениям новейших достижений науки, техники и технологий. В нем готовят элитарных специалистов всех уровней на основе единства учебного процесса и научных исследований.

Исследовательский технический университет характеризуют следующие признаки:

  • Наличие и постоянное развитие авторитетных научных и научно-педагогических школ. Сеть докторских диссертационных советов по основным направлениям подготовки специалистов. Высокий авторитет и общественное признание университета на федеральном и мировом уровнях.
  • Выпуск специалистов на базовой и последипломной ступенях по всем основным инженерным направлениям и по основным направлениям гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного циклов.
  • Обязательное наличие на каждой кафедре научно-исследовательской лаборатории либо (для гуманитарных кафедр) научно-исследовательских коллективов, работающих или непосредственно в составе кафедры, или в составе научно-исследовательских институтов университета.
  • Тесная связь с институтами и отделениям РАН: лаборатории и институты, находящиеся под научно-методическим руководством РАН; совместные научные центры, филиалы кафедр в институтах РАН и т. д. Проведение масштабных фундаментальных и поисковых исследований по перспективным направлениям науки и техники.
  • Связь с отраслевыми НИИ и промышленными предприятиями, особенно в сфере высоких и наукоемких технологий.
  • Все кафедры, включая общеобразовательные, а также гуманитарные и социально-экономические, должны быть выпускающими кафедрами на последипломной ступени.
  • Выпуск специалистов последипломной ступени должен составлять не менее половины от численности обучающихся на базовой ступени. При этом на последипломную ступень практикуется широкий прием со стороны.
  • Наличие развитой системы целевой аспирантуры и докторантуры, готовящих научные и педагогические кадры высшей квалификации для научных учреждений и университетов России.
  • Наличие системы посткандидатской ступени образования.
  • Международное признание университета. Наличие центра международного образования, обширных международных связей, включая совместную с зарубежными университетами и фирмами разработку масштабных проектов, в том числе в области образования.
  • Широкое использование информационных технологий. Исследовательский университет должен иметь магистральный доступ к глобальным информационным сетям и обеспечивать обучающимся возможность работы в едином информационном пространстве. Наличие системы дистанционного обучения.
  • Современная магистральная база для научных исследований, развитый парк вычислительной техники для ведения учебного процесса и научных исследований.
  • Наличие иерархии научно-исследовательских подразделений, в числе которых научные и научно-учебные центры (кафедральные, факультетские, совместного пользования), научноисследовательские институты, базы, полигоны, опытное производство и др. Важнейшим показателем деятельности этих подразделений является их взаимосвязь с научно-исследовательской и образовательной деятельностью кафедр университета.

По материалам статьи И.Б. Федорова «Подготовка инженерных и научных кадров в исследовательских и научных университетах» // Инновации в высшей технической школе России: Вып. 2. Состояние и проблемы модернизации инженерного образования. — М., 2002

Предыдущая статья     Следующая статья