Версия для печати

Образование и наука - фундамент университета

На вопросы редакции газеты, связанные с подготовкой специалистов по информационно-телекоммуникационным системам и технологиям, отвечает заведующий кафедрой технологий программирования профессор Анатолий Абрамович Шалыто (shalyto@mail.ifmo.ru)

Как обстоят дела в нашей стране с научными исследованиями по информатике?

Судя по тому, что среди победителей конкурса президентских грантов в 2005 г. оказалось только 4% докторов и столько же кандидатов наук по информационно-телекоммуникационным системам и технологиям, скоро в теоретической информатике не только будет некому работать, но даже и некому руководить.

В чем причина такой ситуации?

Специалисты этого профиля особенно востребованы вне научной сферы, и утечка здесь наиболее интенсивна. ИТ-специалисты теперь эмигрируют не из страны, а из образования и науки.

Это происходит потому, что специалисты по информатике могут, никуда не уезжая, работать здесь программистами и получать нормальную зарплату. Это хорошо для страны и для людей, но плохо для российского образования. Потому что за копейки мало кто из хорошо оплачиваемых специалистов хочет вечерами или в выходные дни кого-либо учить, а про научные достижения российской информатики приведенные выше цифры говорят весьма убедительно.

Надо особо отметить, что без проведения научных исследований вуз ничем не отличается от техникума или курсов повышения квалификации (пусть даже называемых академиями), тем более что сегодня в стране только 13% вузовских преподавателей занимаются научной работой.

«Наука немыслима без передачи знаний от поколения к поколению, без постоянного вовлечения в научный процесс молодых умов, так же как образование не дает результатов, если оно оторвано от науки» – из московской декларации «О роли фундаментальной науки и образования в современном мире», текст которой согласован 12.12.2004 г. на совместной сессии Общего собрания РАН и Ученого совета МГУ.

Как можно в настоящее время сделать карьеру в программировании?

Это все меньше и меньше писать код самому, а все больше и больше заниматься другими делами в этой области. Если понимать карьеру так, то самый быстрый карьерный рост – занятие программисткой наукой.

Если же под карьерой понимать повышение зарплаты, то занятие наукой – везде в мире не самое доходное дело.

Надо отметить, что заниматься наукой не так надежно, как работать в крупной фирме. Ведь получение грантов, через которые обычно финансируется наука – в основном ваша личная забота, а вот получение заказов в бизнесе – головная боль начальства.

Если вы молоды и у вас есть крыша над головой, а также кусок хлеба, то наукой заниматься можно и нужно, несмотря на то, что это сейчас не престижно (сегодня только один процент населения нашей страны считает науку престижной). Но «престижи» приходят и уходят, а наука остается.

При этом надо отчетливо понимать, что, как писал А.И. Герцен, «наука требует всего человека, без задних мыслей, с готовностью все отдать и в награду получить тяжелый крест трезвого знания», и что «научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле, а обеими руками тянется к долларам» (Марти Ларни).

Что же необходимо сделать для организации нормального ИТ-образования у нас в стране?

При решении рассматриваемой проблемы нет простых ходов. Для выживания руководители ИТ-сообщества должны думать не только, например, о создании технопарков, но еще и о том, кто в них будет работать после того, как для их заполнения по всей стране будут сняты последние «сливки», а также и о том, чтобы слова «преподаватель» и «научный работник» не были эквивалентны слову «неудачник».

Необходимое условие для обеспечения нормального ИТ-образования в нашей стране – это обеспечить условия, при которых все участники учебного процесса перестали бы бегать за дополнительными заработками. Эту задачу можно решить только всем миром, так как само по себе государство такую проблему никогда не осилит.

Предыдущая статья     Следующая статья