Версия для печати

Елочные приключения

Сегодня мы начинаем нашу встречу в «петербургском стиле». А что такое петербургский стиль? Существует ли он? «Стильно по-петербургски» – так называется всё, чему хотят подражать, что воспринимается, как проявление вкуса, благородства, имеет привкус имперской истории России и, безусловно, является очень современным.

Начинаем мы в преддверии праздника Нового года, поэтому сегодня поговорим об истории рождественской ёлки.

Обычно история новогодней ёлки в России начинается с петровской эпохи. Основанием тому служит указ Петра I от 20 декабря 1699 г., согласно которому «по примеру христианских народов» день «Новолетия», до этого отмечавшийся на Руси 1 сентября, переносился на 1 января. Пётр I повелел устраивать в Петербурге праздник, украшая город вечнозеленой растительностью: деревьями и ветвями сосен, елей и можжевельника.

Интересно, что после смерти Петра I этот указ был позабыт. Лишь в новогоднем убранстве крыш питейных заведений использовались ёлки. Нигде, кроме кабаков, в новогоднем убранстве XVIII века ель не фигурирует. Нет её ни на новогодних придворных маскарадах, ни на народных святочных игрищах.

На территории России первые рождественские ёлки появились в начале IX века в домах петербургских немцев. Со временем ёлку стали устраивать в домах петербургской знати. Остальное население второй столицы относилось к ней с равнодушием. Да и в большинстве западных стран ёлка ещё не устраивалась. Лишь в Германии, которая считается родиной ёлки, уже в XVI веке в домах на Новый год ставили ёлочки, украшенные яблоками и сахарными изделиями. Например, Чарльз Диккенс в начале 1850 годов приветствует новый обычай, называя его «милой немецкой затеей».

В Петербурге ёлку стали продавать перед Рождеством и ставить её в доме в начале 1840-х годов. Мода на «немецкое нововведение» подкрепляется модой на немецкую литературу, прежде всего на Гофмана («Щелкунчик», «Повелитель блох»).

Лишь с середины XIX века ёлка начинает завоевывать губернии, уездные города и помещичьи усадьбы.

Дед Мороз и Снегурочка появились только в конце XIX века, соединив в себе черты Санта-Клауса и Мороза, а Снегурочка – западных зимних персонажей: св. Екатерину, св. Люцию и др. и Снегурку из русских народных сказок.

Первая публичная ёлка была устроена в 1852 г. в Петербурге в Екатерингофском вокзале. Постепенно утверждалась ёлочная мифология, утверждавшая великодушный и обаятельный характер дерева.

Но ёлку не признали в деревне. На Руси ель воспринималась как дерево смерти, родственное нечистой силе. Да и церковь не одобряла привившийся обычай как иноземный и языческий. Вплоть до начала XX века Святейший Синод издавал указы, запрещающие праздники ёлки в учебных заведениях.

Но всё же новый обычай укоренился.

С приходом советской власти, в апреле 1929 г. XVI партконференция отменила Рождество и ёлку, прочно сросшуюся с ним.

До революции с ёлкой как с остатками язычества боролась церковь. После революции началась жёсткая борьба с ёлкой как с «поповским обычаем». Лишь в 1935 г. была дана директива устроить коллективные ёлки на Новый Год. Она стала новогодней советской ёлкой вместо прежней, рождественской. Рождественское дерево стало атрибутом государственного праздника, а вифлиемская звезда – пятиконечной звездой.

Но какова бы ни была история новогодней ёлки, мы каждый год будем украшать её и связывать с ней свои лучшие надежды.

С наступающим Новым годом!

Ирина Толстикова, доцент кафедры культурологии

Предыдущая статья     Следующая статья