Версия для печати

Музыкальная весна в Шереметевском дворце

В последнее время мы все, вольно или невольно, стали наблюдателями, участниками или судьями дискуссий, которые ведутся вокруг темы «Петербург – живой город или музей?»

Ярые модернизаторы пугают нас превращением города в мемориал былого величия и заповедную туристическую зону. Пугают европейской ценой билетов и нашей же приверженностью к застывшей музейной пыли. А мы не боимся. Петербург держит еще одну оборону, как в ту блокаду, когда враг был уверен, что город почти умер.

Множится число галерей, появляются оригинальные театральные проекты, на поэтические вечера ходят студенты. А еще тихую, почти партизанскую, работу ведут некоторые музеи, предоставляя свои залы для выставок и концертов за символическую плату.

Об одном из таких мест я и хочу вам рассказать – это Шереметевский дворец на набережной Фонтанки, д. 34 – Музей музыки. История усадьбы Шереметевых ведется с 1712 г., когда фельдмаршалу Б. П. Шереметеву был отведен участок на берегу реки Фонтанки, рядом с Итальянским дворцом Екатерины I. За дворцом простирался сад, вплоть до 1910-х г. выходивший гротом и воротами на Литейный проспект. В конце XVIII в. Шереметевы покорили Петербург любовью к музыке и театральному искусству.

Все знатные семейства съезжались в театр, где играли крепостные актеры графа Николая Шереметева. Крепостной актрисой театра была Прасковья Жемчугова (Ковалева), звезда русского театра, позже ставшая женой Н. Шереметева.

Над созданием дворца работали архитекторы Чевакинский, Аргунов, Старов, Кваренги и Воронихин. По проекту Корсини была сооружена великолепная ограда с вензелями Шереметевых. Много известных людей своего времени бывало в стенах этого дворца.

После революции, когда во флигеле, построенном Н. Л. Бенуа, сделали квартиры, в Фонтанном доме (таково второе название дворца) жила Анна Ахматова. И в этом дворце нас ждут. Сюда нас приглашают на концерты в Белый зал. Это «Музыкальные пятницы барона Штакельберга» – цикл концертов, где можно услышать живое звучание уникальных музыкальных инструментов.

В начале ХХ в. К. К. Штакельберг, организатор первого профессионального государственного оркестра и создатель музейной коллекции музыкальных инструментов, предложил устраивать регулярные концерты, где произведения исполнялись бы на точных копиях или на подлинных старинных инструментах.

Весной этого сезона концерты состоятся 23 марта (Шуберт, Гайдн – инструмент XIX века арпеджион), 20 апреля (Моцарт, Глинка – традиционно домашний концерт) и 11 мая (камерные концерты Вивальди). 10 марта состоится второй концерт из цикла «Россия – Италия: диалоги культур» «Падре Мартини и его ученики».

Болонская Филармоническая академия, в которой работал падре Мартини, в XVIII в. была крупнейшим в Европе музыкальным центром. В концерте будут исполнены произведения Мартини, Фомина, Березовского, Сальери и Моцарта. Другой цикл концертов – «Праздничный калейдоскоп». Он погружает нас в атмосферу праздника.

Весной нас ждут на концерты: «Букет цветов» – романсы и песни Рахманинова, Глинки, Бетховена, Сибелиуса, Форе, Дебюсси, Шоссона (4 марта), «Неизвестное барокко» – Бах, Телеман, Букстехуде, Вивальди, Корелли, Гендель (1 апреля), «Танцы от А до Я» (29 апреля). Нас ждут те, кто не спорит о судьбе то ли первой культурной, то ли второй бывшей столицы.

Нас ждут музыканты и музейщики, которые почти не просят платы за выставки и концерты (впрочем, за билет придется заплатить: студентам рублей 10 – 25 и около 60 рублей – остальным).

Приходите к четырем часам вечера на концерты в Шереметевский дворец. Почувствуйте петербургскую музыкальную весну.

Ирина Толстикова, доцент кафедры культурологии tolstikova_irina@mail.ru

Предыдущая статья     Следующая статья