Версия для печати

У стен Ленинграда

Всего 60 лет назад прогремел торжественный артиллерийский салют, возвестивший миру о полном освобождении Ленинграда от блокады. Английская газета «Стар» в эти дни писала: «Все свободные и все порабощенные гитлеровцами народы понимают, какую роль сыграл разгром немцев под Ленинградом…» Все ли? Анкетный экспресс-опрос «Моя блокада», проведенный редакцией газеты «Университет ИТМО» и кафедрой социологии при участии общества «Жители блокадного Ленинграда», предоставил эмпирический материал, позволяющий понять и проанализировать, что знают, чувствуют, переживают наши студенты по прошествии стольких лет.

Социологический опрос был проведен на оптическом, гуманитарном и инженерно-физическом факультетах университета, а также среди студентов (PR) факультета массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения при выборке 210 человек, возраст опрашиваемых от 17 до 21 года. В нем участвовали преимущественно юноши (70%).

Исследование проходило, можно сказать, в «военно-полевых» условиях — на зачетно-предновогодней неделе, что немало осложнило этот процесс. Иногородние семнадцатилетние студенты ИФФ искренне полагали, что отвечать на анкету должны лишь ленинградцы. Другие с чувством неловкости и смущения думали, что их хотят «подловить на незнании». Третьи говорили о местах сражений своих дедов…Но к чести большинства респондентов и PR- мэнов, обеспечивавших коммуникацию, нужно сказать, что отвечали они искренне и заинтересованно. Тут же пытались проверить правильность своих ответов (сказалась зачетная неделя) и были очень удивлены, что, оказывается, в университете есть замечательная газета, где можно ознакомиться с результатами опроса и не только.

Социологическая анкета «Моя блокада» состояла из открытых вопросов, где выбор для ответа респондента не предопределен: от респондента требовалось умение самостоятельно формулировать ответ (например, причины окружения Ленинграда немецкими войсками); и вопросов с фиксированным выбором: респонденты снабжены рядом предпосланных ответов, из которых выбирают приемлемые для них.

Проведенный опрос показал, что студенты более уверенно чувствуют себя при ответах на вопросы, требующие знания конкретных исторических фактов. Так, практически все студенты дали правильные ответы на вопросы: «В ходе какой войны Ленинград был окружен кольцом блокады?» (100% — Великая Отечественная война); «Укажите планы фашистов по отношению к Ленинграду» (90% респондентов ответили — «уничтожение вместе с населением», 8% — «сделать центром рейхскомиссариата» и 12% — «использовать как промышленный центр»).

Не вызвал затруднений и вопрос о том, «Какой была минимальная норма хлеба в блокадном Ленинграде?» (95% — 125 г). Также безошибочно 100% опрошенных указали продолжительность блокады Ленинграда — 900 дней. Суточная норма выдачи хлеба сокращалась несколько раз. С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать 250 г хлеба в сутки, иждивенцы и дети — 125 г, войска первой линии и боевых кораблей — 300 г хлеба и 100 г сухарей.

Вместе с тем следует отметить, что некоторые вопросы на знание конкретных фактов вызвали у студентов затруднение. Так, при ответе на вопрос «Укажите месяц начала блокады Ленинграда» предлагалось три варианта ответа: июль 1941 г., август 1941 г., сентябрь 1941г. Голоса разделились следующим образом: 47% — сентябрь1941 г., 26% — август и 27% — июль.

Приблизительно в той же пропорции сложились ответы на вопрос «Укажите самую трудную блокадную зиму» (три варианта: а) зима 1941 — 1942 гг.; б) 1942 — 1943 гг.; в) зима 1943 — 1944 гг. — 25%, 50%, 25% соответственно).

Определенные затруднения у анкетируемых вызвал и вопрос о причине, по которой Ленинград называли «городом-фронтом», хотя большинство (65%) правильно указало главную причину — «непрекращающееся производство военной техники».

Недаром «планом Барбаросса» Ленинград был очерчен как важный стратегический пункт, захват которого должен был нанести ощутимый урон оборонительным возможностям Советского Союза, открывал возможность безраздельного господства захватчиков на Балтике.

Значительная часть опрошенных (20%) в качестве причины указала «ведение уличных боев». Однако в наш город (Петербург — Петроград — Ленинград) со дня его основания не ступала нога врага.

Вопрос «Укажите название медали, которая была вручена почти всем защитникам блокадного Ленинграда» значительной частью студентов (70%) был проигнорирован. Оставшиеся дали правильный ответ — медаль «За оборону Ленинграда».

С ненавистным врагом боролся и стар, и млад. Только за первую неделю войны с 30 июня по 6 июля в ряды Ленинградского ополчения влились 96 тысяч ленинградцев, и в кратчайшие сроки были сформированы девять ополченческих дивизий, несколько истребительных и артиллерийско-пулеметных полков. Никто из опрашиваемых так и не указал медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», хотя выше нами была четко обозначена причина, по которой Ленинград назывался «городом-фронтом».

Гораздо большие затруднения возникли у анкетируемых при ответах на открытые вопросы, требующие формулирования самостоятельных выводов. Так, вероятно, самый сложный вопрос анкеты — «Назовите причины, по которым немецким войскам удалось окружить город» большинством опрашиваемых (70%) оставлен без ответа. Оставшиеся 30% разделились приблизительно поровну: «неподготовленность к войне», «стремительность нападения противника, «слабая оборона города». Исторической справедливости ради следует сказать, что для гитлеровцев блокада Ленинграда была вынужденной. 3 июня 1941 г. начальник генерального штаба сухопутных войск Ф. Гальдер (один из составителей «плана Барбаросса») в своем «Военном дневнике» писал: «Кампания против России выиграна в течение 14 дней». Но уже 18 сентября 1941 г. он же о Ленинградском фронте: «Положение здесь будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник — голод».

Похожим образом анкетируемые ответили на вопрос «Назовите фамилии наиболее известных маршалов и генералов, непосредственно руководивших обороной города и прорывом блокады» (76% уклонились от ответа, 19% назвали имя Г. К. Жукова, 4% — Л. А. Говорова, 1% — И. В. Сталина).

Ответ респондентов на 17-й вопрос анкеты: «Какие произведения литературы, музыки, живописи, культуры, посвященные блокаде Ленинграда, вам известны», был столь же неутешительным: 58% не знают, 10% указали «Ленинградскую симфонию» Д. Шостаковича; 3% — «Блокаду» А. Чаковского; 5% — «Дневник Тани Савичевой»; единичные ответы — стихи А. Ахматовой; О. Бергольц — 3%. Интересно распределились ответы на вопрос: «Что, по вашему мнению, помогло блокадному городу выстоять и победить?». Подавляющее большинство (90%) в качестве варианта ответа выбрало «Мужество и героизм жителей города»; еще 10% — «помощь, оказанная Ленинграду всей страной»; 5% -»руководящая роль коммунистической партии и лично И. В. Сталина; «стратегические просчеты фашистского командования» — 3%; «железная дисциплина, установленная в городе партийными и военными органами» — 6%.

В своих мемуарах «Воспоминания и размышления» гениальный русский полководец Г. К. Жуков писал: «Несомненно, он был достойным Верховным Главнокомандующим… И. В. Сталин, прямо скажу, проявил себя выдающимся организатором и будет несправедливо, если мы не отдадим ему за это должное. Но, конечно, прежде всего, мы должны поклониться до земли советскому человеку…».

При ответе на вопросы личного характера: «Укажите основные источники ваших знаний об истории блокады», подавляющее большинство (80%) указало школу. Оставшиеся 20% ответов были приблизительно поровну распределены между вариантами «семья», «книги», «кинофильмы», «музеи». Из членов семьи, вынесших испытание блокадой, 79% указали бабушек и других родственников. Из них 60% бабушки, 1,8% дедушки. Таким образом, можно констатировать, что в нашем социологическом опросе приняли участие более 60% коренных ленинградцев, прямые потомки героических защитников нашего любимого города.

Студенты не только помнят о героических днях блокады Ленинграда, но исторически верно дают им оценку.

Любовь Орлова,
профессор, заведующая кафедрой социологии

Предыдущая статья     Следующая статья