Выходит с 1931 года

Поздравляем! Голова профессора Потапова

Профессору кафедры компьютерной фотоники и видеоинформатики Алексею ПОТАПОВУ была вручена премия Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научного центра РАН. В перерыве между приемом зачетов молодой ученый рассказал, почему фундаментальные знания важнее представлений о конкретных технологиях.

– За что вы получили правительственную премию?

– Мне присудили премию в номинации «Научные достижения, способствующие повышению качества подготовки специалистов и кадров высшей квалификации» за книгу «Искусственный интеллект и универсальное мышление». Я работаю в этой области и планирую связать с темой искусственного интеллекта дальнейшие исследования. Сейчас сложно поделиться конкретными планами, ведь данная научная сфера очень разно- образна. Однако в первую очередь стоит развивать модели универсального алгоритмического интеллекта.

– Охотно ли молодежь идет в фундаментальную науку?

– На кафедре есть несколько направлений исследований. Одни больше относятся к фундаментальной науке, другие – к прикладной. Ребята интересуются обоими направлениями. Увеличился процент поступающих в аспирантуру. В среднем от 20 % до 50 % студентов кафедры каждый год готовы продолжать обучение на высшей ступени.

– Сложно ли стать аспирантом вашей кафедры?

– Поскольку требования по защите кандидатской диссертации в срок у нас довольно жесткие, на очную форму обучения мы берем не каждого желающего, а только тех, у кого есть перспективы удачно защититься. На кафедре развита сильная научная составляющая, поэтому студенты, которые собираются в аспирантуру, уже имеют публикации и могут идти дальше.

– Чего не хватает нашим студентам?

– В первую очередь – математической подготовки. Фраза: «Математика – царица наук» – избита, но правдива. Студентам не хватает фундаментального образования. Сейчас я общаюсь с людьми, преподающими в рамках системы Liberty Arts. Она наполовину состоит из гуманитарных дисциплин, связанных с риторикой, способностью к письменному изложению своих мыслей. Система построена на тезисе, что студента нужно учить общим вещам, а конкретные технологии за время обучения в вузе все равно успеют поменяться, поэтому их детально изучать бесполезно.

– Согласны ли вы с тем, что не все предметы стоит изучать детально?

– Я считаю это правильным, но для меня остается загадкой, какая именно доля гуманитарных наук должна быть в фундаментальном техническом образовании. С одной стороны, в системе свободных искусств развиваются многие навыки, которым наши студенты напрямую не обучаются, а приобретают их по ходу работы. С другой стороны, страдает объем математической подготовки. В любом случае, фундаментальная подготовка, каким уклоном она бы ни обладала, не должна страдать за счет слишком ранней специализации.

– Как студенты относятся к профессору, который старше их всего на десять лет?

– Студенты относятся ко мне как к преподавателю, а не как к ровеснику. Я даже ожидал, что неформального поведения с их стороны будет больше. Возможно, это связано с тем, что сейчас в университете много молодых преподавателей. Когда я только начинал преподавать, у меня были определенные сомнения насчет собственной авторитетности. Сейчас испуг прошел.

e2dec94c