Выходит с 1931 года

Инновации в образовании Опыт и перспективы

Конференция «Оптика и образование» ежегодно проводится в рамках международного оптического конгресса «Оптика – XXI век». Она является одним из видов научно-методической и организационной деятельности нашего университета как головного вуза учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области приборострое-ния и оптотехники.

Тематика большинства докладов, представленных на конференции, была связана с решением методологических проблем перехода вузов к компетентностно-ориентированному образованию.

Освоение новых образовательных стандартов (ФГОС ВПО), которые планируется ввести в действие с января 2011 г. – основная задача современной высшей школы. Ее выполнение требует разработки новых образовательных программ подготовки бакалавров и магистров. При этом необходимо решить целый ряд достаточно сложных методических вопросов: разработать компетентностную модель специалиста и новую структуру учебного плана, ввести принципиальные изменения в структуру рабочей программы дисциплины, создать новые технологии обучения и оценивания и т. д.

На конференции обсуждались образовательные технологии, служащие основой формирования компетентностного образования; вопросы унификации рабочих учебных планов и создания интегрированных учебных планов подготовки бакалавров в области техники и технологии в рамках ФГОС ВПО. Значительное внимание было уделено вопросам оценивания результатов образования, а также роли УМО в обеспечении качества образования, аккредитации образовательных программ и сертификации выпускников вузов. Отдельно был выделен вопрос организации балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения, обработки и интерпретации ее результатов.

Большой интерес на конференции вызвал доклад проректора А.А. Шехонина, посвященный методологическим проблемам перехода вузов к компетентностному образованию. В своем выступлении он рассмотрел данную проблему с глобальной точки зрения как новую парадигму отечественного образования в рамках построения Европейского пространства высшего образования. Большое внимание в докладе было уделено взаимосвязи результатов обучения, компетенций и квалификации специалистов. С одной стороны, результаты обучения являются основанием для получения диплома, а с другой – они представляют собой основу для разработки квалификаций специалистов.

Одним из основных моментов новой парадигмы образования является методология достижения заданного в компетентностной модели результата обучения по дисциплине, когда преподаватель, исходя из ее содержания и используя технологии преподавания, формирует знания, умения и навыки студента и выявляет уровень их достижения.

Ряд докладов был посвящен структуре и специфике наполнения рабочих документов в формате ФГОС ВПО. По-прежнему для многих вузов, в том числе и для нашего университета, актуальным остается вопрос оптимальной реализации и наполнения учебно-методических комплексов дисциплин, включающий анимационное и интерактивное моделирование, создание лабораторных практикумов, использование информационных технологий, применение мультимедийных средств и пр.

[div width="300" float="right" border="" color="#C3A8CD"]

Поздравляем!

Премией Правительства Российской Федерации 2010 г. в области образования с присвоением звания «Лауреат премии» удостоены:

  • профессора кафедры ЛТиЭП: Е.Б. Яковлев и В.П. Вейко (заведующий кафедрой) за научно-практическую и методическую разработку «Создание инновационной научно-образовательной системы подготовки кадров высшей квалификации в области лазерной технологии обработки материалов»;
  • профессор С.К. Стафеев, директор «Музея оптики» Н.Г. Анисимова, научный сотрудник НИЧ И.Н. Иванова, ассистент кафедры физики Я.Б. Музыченко, аспирант Н.В. Петров, профессор кафедры физики М.Г. Томилин, заведующая сектором НИЧ Т.С. Юдовина, студент гр.5742, старший лаборант ИТЦ С.В. Слободянюк – за разработку концепции развития образовательных центров науки и технологий для школьников и создание в Санкт-Петербурге интерактивной композиции «Музей оптики».

[/div]

Переход вузов к ФГОС ВПО, а также новая система поступления студентов в вузы на основе ЕГЭ вскрыли очень серьезные проблемы в системе высшего образования. К ним относятся: взаимодействие вуза и школы, проблема набора студентов в вузы, в частности негосударственные, и проблема филиалов высших учебных заведений в малых городах России.

Этим вопросам были посвящены доклады профессора Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения П.В. Герасименко «О готовности студентов первого курса инженерных вузов качественно осваивать высшую математику»; директора школы № 292 С.А. Кораблевой и преподавателя физики А.Н. Дворсон «Особенности изучения физики в школе на современном этапе»; сотрудников филиала «Восток» КГТУ им. А.Н. Туполева, Чистополь С.Г. Прохорова и А.И. Чехонадских «Высшее профессиональное образование в малых городах России»; профессора Сибирского федерального университета А.И. Громыко «Развитие интеллектуальных способностей молодежи в школе и вузе» и ряд других.

Наибольшее число докладов, представленных на конференции, затрагивало насущные вопросы практической реализации лабораторных и расчетных практикумов, использования информационных технологий при изучении дисциплины, организации самостоятельной работы студентов, особенности разработки конкретных учебных курсов.

В работе конференции приняли участие более 130 человек из 20 городов нашей страны. Были пред-ставлены вузы Центральной части России, Калининградской области, Уральского и Сибирского регионов. Активный и заинтересованный обмен мнениями пред-ставителей различных учебных заведений позволил выявить и обозначить как проблемы конкретных вузов, так и особенности региона, в котором они находятся.

e2dec94c