Интервью номера Японский десант

Их невозможно не заметить. Они собираются вместе и устраивают незабываемые представления. Умные, образованные и немного странные, они не боятся ничего нового и постоянно экспериментируют. Кто они? Участники аниме-клуба нашего университета. Слушая рассказы друга, вступившего в эту студию, я заинтересовался природой столь таинственного объединения.
Согласно русскому разделу Википедии, аниме – это японская анимация. В отличие от анимации других стран, предназначенной в основном для детей, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории.

Вооружившись этими сведениями, а также перечитав еще полсотни интеренет-старничек, я стал искать встречи с представителями клуба поклонников японской анимации. Добиться ее оказалось совсем непросто.
Следуя рекомендациям моего друга, я избрал в качестве собеседника Марию Гельман, более известную среди друзей, как Морри-семпай (Morri-sempai). В группе «ВКонтакте» она значится как экс-глава клуба.
Наша первая встреча состоялась на Хеллоуин в Колонном зале университета. Видок у Марии был жутковатый, как и полагается в такой день. Она изображала Селти, персонажа серии книг «Durarara!!» и одноименного аниме-сериала.
К сожалению, назначенное интервью сорвалось и разговаривать пришлось по «Скайпу» (прямо какая-то инновационная интернет-журналистика!).
Привет, Морри. Охарактеризуй свой клуб в двух словах.
Мы группа веселых, немножко бесшабашных студентов, которые всегда готовы экспериментировать.
В названии клуба присутствует слово «аниме». Ваш клуб основан на интересе к японской мультипликации?
Конечно. С момента создания в клубе собирались люди, заинтересованные именно в просмотре и обсуждении японской мультипликации. Постепенно наше увлечение переросло в изучение культуры Японии. Мы стали активно участвовать в фестивалях и косплеях, посвященных аниме-культуре.

Как ты думаешь, почему так много поклонников именно японской мультипликации? Например, клуб любителей американских мультиков найти сложно.
А как же «Симпсоны»?! Изучение культуры Японии сейчас очень популярно. Причем люди интересуются не только мультипликацией, но и традициями и обычаями страны. Думаю, это можно объяснить тем, что в последние годы Япония все большее внимание оказывает международным отношениям. Страна активно развивается в промышленной и политической сферах.
Не кажется ли тебе, что, несмотря на все, Япония остается закрытой и настороженно относящейся к западу страной?
Не только к западу. Япония испокон веков была этакой «вещью в себе». Хотя надо заметить, что некоторые идеи науки, техники и прочего японцы взяли у других стран. Они не стремятся раскрываться перед другими, но при этом внимательно следят за окружающими, замечая у них лучшее и адаптируя для себя. На мой взгляд, такое поведение достойно уважения.
Что в японской культуре тебя особенно привлекает? Что могла бы взять у восточной страны Россия?
В первую очередь, именно умение подмечать полезное в других странах и использовать это себе во благо. Еще отношение к окружающему миру: уважение и умение наслаждаться природой; способность находить прекрасное в малом. Нам бы очень пригодились подобные качества.
Немного странно делить мультипликацию только по географическому признаку. Ведь и в Японии мультфильмы довольно сильно отличаются друг от друга. Почему в России все аниме стригут под одну гребенку? Может, поэтому у многих предвзятое негативное отношение к японской мультипликации?

Соглашусь. Сама часто сталкиваюсь с ситуацией, когда человек, услышав слово «аниме», начинает глупо смеяться и выдает что-то в духе: «Ну-ну. Тебе 20 лет, а смотришь детские мультики». Тут дело в том, что в большинстве стран, в том числе и в России, мультипликация не настолько развита, и большинство мультфильмов действительно предназначено для детей.
В Японии это, пожалуй, можно вынести даже не в отдельный жанр, а в отдельный класс, наравне с кинематографом. В аниме существуют множество жанров, поджанров... Мы же, с детства привыкшие к диснеевским и отечественным мультфильмам (надо сказать, великолепным, которые могут дать фору многим другим), любую анимацию считаем детской.
Несет ли японская анимация смысловой посыл, который считывается анимешниками? Или это просто приятное времяпрепровождение?

В зависимости от того, что смотришь. Жанров великое множество. Есть и такие, которые существуют для того, чтобы «чисто поржать», есть, наоборот, что-то серьезное, душещипательное. Лично я больше люблю проекты, которые заставляют думать. Например, «Могилу светлячков» (полнометражный аниме-фильм режиссера Исао Такахаты, посвященный событиям Второй мировой войны) мало кто рискнет назвать развлекательным фильмом. Впрочем, еще есть много сериалов и полнометражных картин, после которых начинаешь задумываться.
Когда организовывался клуб? Кто стоял у его истоков?
В этом году, 29 сентября нам исполнилось пять лет. Основатель клуба и его первый руководитель Павел Щелоков. Сейчас он уже выпускник.
Как я понимаю, любое объединение студклуба обязано представлять отчет о своей работе. Чем занимаетесь вы? Как участвуете в вузовских мероприятиях?
Довольно часто результаты нашего труда можно увидеть в колонном зале. Поскольку область интересов весьма специфична, обычно мы творим нечто в форме игры со зрителем. Например, во время «Весенней синестезии» мы угощали всех желающих зеленым чаем и печеньем с предсказаниями (привычное лакомство и в Японии, и в Китае). Периодически мы устраиваем показы полнометражных аниме.
Под Новый год готовим косплей-сценку (костюмированное представление персонажей какого-либо аниме или компьютерной игры), несколько AMV (Anime Music Video), нарезок из аниме под музыку, иногда развлекаем народ попытками пропеть что-то из саунтреков к аниме-сериалам. Пытаемся воссоздать дух крупного аниме-фестиваля. Были ли какие-то особенные выступления, которые займут достойное место в галерее славы вашего клуба?
Мне больше всего запомнилось наше выступление на «Синестезии» в прошлом году. Основной темой были празднества духов. Для этого мы срисовали на ширму одну из японских гравюр и подготовили костюмы. Получилось ярко и забавно.
В этом году главным стало участие в седьмом фестивале Animatsuri 2010, ежегодном международном фестивале современной и традиционной японской культуры, проходящем в Санкт-Петербурге при поддержке японского консульства.
Влились ли новички в коллектив? Есть ли достойные?
Да, очень активные и веселые ребята собрались.
Есть ли сейчас трудности у клуба?
Основная проблема – выход на уровень междугородных фестивалей. Да это и не проблема вовсе.
У нас получается все лучше и лучше.
С администрацией университета непонимания не возникает?
Нет, все хорошо. Даже если появляются вопросы, мы их легко разрешаем.
Планируются ли какие-нибудь изменения в структуре клуба? Или все и так отлично работает?
Если что-то и будет, то это большой секрет, который лучше не разглашать.
Какие проекты вы готовите сейчас? Чего ждать? Или это тоже секрет?
Не буду рассказывать о том, что мы планируем сделать в университете. Ведь наша цель – всех удивить. Сейчас полным ходом идет подготовка к участию в фестивале «ХАНАкон» (фестивале любителей японской культуры и анимации, который пройдет 27 и 28 ноября в Санкт-Петербурге при участии косплей-группы «АкиБан»).
Я люблю смотреть аниме. Любить ли аниме вам, думайте сами, но не упустите возможности полюбоваться и поучаствовать в проделках наших анимешников. Может, сами «загоритесь» и вступите в клуб или просто поменяете свое мнение об интересном и неоднозначном явлении – японской мультипликации.