Выходит с 1931 года

Это актуально Из первых уст

Прошла вторая on-line конференция с ректором университета В.Н. Васильевым. Надеемся, что подобное общение станет традиционным, ведь оно позволяет узнать все из первых уст.

В преддверии 111-го дня рождения вуза Владимир Николаевич ответил на вопросы об успехах развития, о возможностях ремонта и переоснащения учебных корпусов, компьютерных классов, столовой, тренажерного зала и пр. Организатором конференции был Алексей ИТИН, сотрудник информационного отдела.

[frage]Алексей ИТИН:[/frage] Уже два года наш вуз реализует программу национального исследовательского университета. Что удалось сделать за это время?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Если говорить формально, то действительно прошло два года: 2009 и 2010. Если фактически – речь идет только об одном календарном годе, потому что с нашей программой мы стартовали в ноябре 2009 г. Тем не менее первый этап программы, на мой взгляд, успешно выполнен. Нацелен он был на перестройку нашей информационной инфраструктуры, образовательной и научной деятельности вуза, на модернизацию подходов к инновационной работе и расширение международных контактов.

За это время был заложен фундамент национального исследовательского университета. Это, прежде всего, изменение ментальности, требований как к преподавателям, так и к студентам, аспирантам и научным сотрудникам. Для реализации программы НИУ мы получили из федерального бюджета около 500 млн р. Основная часть их была направлена на закупку уникального научного и учебно-научного оборудования.

С 2011 г. мы приступили ко второму этапу, который рассчитан на три года и подразумевает дальнейшую модернизацию всех структурных подразделений и направлений деятельности для выполнения задач, заявленных в программе. Я считаю, что фундамент, который уже заложен, позволит нам успешно выполнить и второй этап.

[frage]Алексей ИТИН:[/frage] Как вы относитесь к использованию в нашем вузе свободного программного обеспечения (СПО)?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Достаточно спокойно. Я считаю, что есть те задачи, которые надо решать на лицензионном программном обеспечении, и у нас его в последние два года закуплено достаточно много. Естественно, для ряда задач можно не только использовать, но и разрабатывать соответствующие пакеты программ на базе СПО.

[frage]Алексей ГУРЬЯНОВ, старший сотрудник кафедры ЭТиПЭМС:[/frage] Как сотрудники, студенты и аспиранты могут получить лицензионное программное обеспечение корпорации Microsoft?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Всем программным обеспечением вуза занимается Вузтелекомцентр. Информацию можно посмотреть на сайте, а конкретные вопросы задать директору центра Сергею Эдуардовичу Хоружникову.

У него есть полная база данных, и он всегда может дать квалифицированную справку о наличии соответствующего лицензионного программного обеспечения,  возможности его использования, необходимости покупки новой или расширения действия существующей лицензии.

[frage]Максим КОЛЧИН, гр.4512:[/frage] Есть ли планы по модернизации компьютерного класса в библиотеке на Кронверкском, 49 и замене устаревшего оборудования?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Безусловно, есть. Они намечены на этот год.

[frage]Алексей БАРАНОВ, гр.3661:[/frage] Этой зимой студенты и преподаватели, занимающиеся в зданиях на пер. Гривцова, 14 и ул. Чайковского, мерзли даже в верхней одежде. Какие планы по утеплению помещений планируются в следующем году?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Холодная зима принесла проблемы практически во все учебные корпуса. Сложностей много и они разные. Тем не менее и в этом году мы будем продолжать замену обычных оконных рам на стеклопакеты. Это касается, прежде всего, корпуса на пер. Гривцова, 14. Надеемся встретить следующую зиму в более комфортных условиях.

[frage]С.М.ЛАТЫЕВ, профессор, заведующий кафедрой КиПОП:[/frage] В здании на пер. Гривцова, 14 из пяти поточных аудиторий нет ни одной с компьютерными проекторами. Лекторам приходится приносить с собой аппаратуру, затем относительно долго ее настраивать и т. д. Можно ли надеяться, что в этом году в нашем корпусе появится хотя бы одна оснащенная современными техническими средствами учебная аудитория?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Напоминаю Святославу Михайловичу, что в свое время именно кафедры и факультеты, которые располагаются в корпусе на пер. Гривцова, просили закупать мобильные компьютеры и проекционные аппараты для того, чтобы использовать их не только на презентациях в этих аудиториях, но и вне их. Если теперь ситуация изменилась, то будем устанавливать стационарные проекторы, а мобильные уже будут использоваться в других целях и иными структурными подразделениями университета.

[frage]Алексей ИТИН:[/frage] В корпусе, который стоит вдоль канала Грибоедова около сносимого здания, по стене идет трещина. Планируется ли предпринимать какие-то действия для предотвращения аварийной ситуации?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Уже в течение семи лет мы безрезультатно пытаемся решить эту проблему, а сейчас готовим обращение в суд. Хотя судебные процедуры очень длительные, иного выхода у нас нет, так как инвестор выкупил землю и получил разрешение на строительство. Поэтому сами проводить укрепительные работы мы не можем. Нам остается только следить по маякам – происходит ли увеличение этой трещины.

[frage]Юлия АНДРЕЕВА, абитуриентка:[/frage] Что изменится в учебном процессе с введением ГОСов третьего поколения? Как будет проходить обучение на новых направлениях подготовки бакалавров и магистров?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Все вузы Российской Федерации в соответствии с ГОСом третьего поколения переходят от квалификационного подхода при обучении к компетентностному формату. Мы должны не просто дать студенту знания, умения, навыки (что было традиционно), а перенести акцент на их применение к конкретному виду деятельности.

При этом меняется организация учебного процесса. Проводятся не просто лекции, лабораторные и практические занятия. Упор делается на самостоятельное решение тех задач, которые будут ставить преподаватель или консультанты и, естественно, на проверку полученных компетенций. Проходить она будет уже по другим правилам игры, не совсем традиционно.

Что касается новых направлений подготовки, то здесь наш университет сохранил свое образовательное пространство, даже чуть-чуть его расширил. В части подготовки бакалавров и магистров вуз уже имеет значительный опыт, и здесь больших проблем быть не должно.

[frage]Сергей ТУРИВНЫЙ, абитуриент:[/frage] Как планируется предоставление мест в общежитии иногородним первокурсникам в 2011 г.? Хватит ли всем мест? Одинаковы ли условия обеспечения общежитием бюджетников и контрактников. Если нет, то кто имеет приоритетное право?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Начну, наверное, с грустного. Безусловно, мы не сможем обеспечить всех иногородних студентов местами в общежитии. Это просто невозможно из-за ежегодного роста числа иногородних абитуриентов.

Распределяются места в общежитии по факультетам, и каждый из них сам принимает решение, кому отдавать приоритет. Это могут оказаться, предположим, победители и призеры олимпиад и конкурсов или те абитуриенты, которые нуждаются в социальной защите. Разницы между контрактниками и бюджетниками практически нет, хотя в первую очередь, безусловно, мы пытаемся обеспечить общежитием тех, кто учится на бюджетной основе.

[frage]Владимир КАЛЬКО, гр.4202:[/frage] Могут ли аспиранты нашего университета обучаться на военной кафедре?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Нет. В аспирантуре у нас военной кафедры не будет из-за ограничений по приему на военно-учетные специальности.

[frage]Вячеслав ЕЛИСТРАТОВ, гр.2158:[/frage] Многие советуют не работать на первых как минимум пяти семестрах. Тем не менее тяжело сидеть у родителей на шее, когда получаешь высшее образование, особенно, если ты иногородний. Подскажите, пожалуйста, реально ли найти работу по специальности в самом университете?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Конкретно, чтобы было жестко связано с будущим устройством на работу, – маловероятно, хотя иногда такие возможности предоставляются. Однако в университете есть ряд должностей, на которых могут работать студенты. Это лаборанты, младший учебно-вспомогательный состав, который в свободное от учебы время готовит аудитории и лаборатории для учебного процесса. Советую для зарабатывания средств пользоваться каникулярным временем. Мы все это проходили в Советском Союзе, когда за июль-август (иногда за зимние каникулы) многие студенты, я в том числе, зарабатывали себе на жизнь.

[frage]Маргарита БАНТУС, гр.4221:[/frage] В ведущих вузах страны кипит студенческая жизнь: конкурсы, игры КВН, концерты. А в нашем, кроме «Мисс» и «Мистера ИТМО», все довольно тихо. Прочитали на портале и в газете о том, что в этом году планируется «Весна в ЛИТМО» и что этот конкурс будет среди факультетов. Очень хотелось бы, чтобы эта задумка осуществилась, прошла не «для галочки». Будете ли вы в жюри конкурса?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] «Весна в ЛИТМО» – это конкурс, который возрождается. Он имел очень хорошую историю в нашем тогда еще Институте точной механики и оптики. Я не думаю, что мне удастся принять участие во всех номинациях, но в интегральном конкурсе я, безусловно, с удовольствием поучаствую, если пригласят.

Я не соглашусь, что в вузе мало мероприятий. У нас существует Студенческий клуб, в котором работает достаточно много секций. Активен, на мой взгляд, Студенческий совет, который, кстати, и организует «Мистера» и «Мисс ИТМО». У них всегда полный зал студентов. Проходят и другие мероприятия: «Форт ИТМО», игры КВН, «Что? Где? Когда?». Также нас радуют театр ИТМО, джазовые и танцевальные концерты, литературные вечера.

К сожалению, часто зал бывает полупустой, что не очень приятно. Я бы порекомендовал всем занимать не пассивную, а более активную позицию. Для того чтобы студенческая жизнь бурлила, надо самим генерировать идеи и реализовывать их. Все определяется позицией прежде всего студентов и тех студенческих организаций, которые и формируют внеучебную деятельность в университете.

[frage]Заместитель декана по воспитательной работе:[/frage] Сейчас сложилась довольно сложная ситуация в воспитательной работе нашего вуза. Вместо того, чтобы помогать и поддерживать студентов в реализации культурно-массовых проектов и мероприятий, ответственные за эту работу ругаются между собой и со студентами, публично их унижают и «зарезают» идеи. Если честно, я бы не хотел, чтобы мои дети попали к таким «воспитателям».

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Комментировать эту ситуацию мне достаточно тяжело. Неприятно, что начиная примерно с ноября прошлого года события стали обостряться. И связано это, прежде всего, на мой взгляд, с некоторой недальновидностью взрослых организаторов. Со студентов я тоже вины не снимаю. Ясно, что у каждого есть своя позиция, но надо стараться находить общий язык со всеми, особенно в воспитательной работе.

Мои коллеги, о ком сейчас идет речь, знают, что в этом кабинете мы достаточно жестко беседовали не один раз. Если порядок не восстановится, придется менять, но не систему, потому что она, как мне кажется, выстроена нормально, а людей, отвечающих за тот или иной участок работы.

[frage]Максим ИВАЩЕНКО, гр.3672, руководитель студии DirMay:[/frage] Будет ли ОВР выделено помещение в корпусе на Кронверкском пр. и в общежитии на Вяземском в дополнение к аудиториям около актового зала?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] В корпусе на Кронверкском, 49 свободных помещений нет. Для того чтобы выделить аудиторию, надо попросить какое-то структурное подразделение ее освободить. У меня для этого нет серьезных аргументов. На Вяземском же помещения ОВР простаивают. Используйте то, что уже есть. Рассматривается предложение организовать постоянно действующий джаз-клуб на Биржевой линии, 14/16.

[frage]Екатерина КАЛЬКИНА, гр.3311, член Студсовета:[/frage] В последнее время такие слова, как «вкусно», а главное – «недорого» ушли из обихода студентов, питающихся в столовой на Кронверкском, 49. Цены резко выросли, а качество стало хуже. Студенческий совет предлагает снизить цены на еду, улучшить ее качество и ввести комплексные обеды.

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Если я правильно понимаю, то претензии только к столовой в главном здании? Будем разбираться. Может, я и сам начну следить. Студенты мне уже предлагали начать обедать в нашей столовой. Возможно, это тоже ключик, который поможет решить проблему. Не буду обещать, что смогу посещать ее каждый день, но хотя бы раз в неделю постараюсь. Может быть, тогда я тоже почувствую всю эту радость. Вернее не только я, но и работники столовой. Это один из возможных механизмов решения проблемы.

[frage]Алексей ИТИН:[/frage] Тренажерный зал в Студенческом городке на Вяземском пер. находится в плачевном состоянии: тренажеры и кресла расшатаны и устарели, в зале отсутствуют многие необходимые приспособления. Будет ли производиться реконструкция/обновление зала?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] На Вяземском пер. у нас два тренажерных зала. Я не совсем понимаю, о каком из них идет речь, но с реконструкцией одного зала мы в этом году справимся.

[frage]Елена КЛЮКА, гость:[/frage] Можно ли пройти краткосрочную стажировку (в течение недели) в вашем вузе и когда?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Стажировки возможны, но для этого надо выполнить несколько обязательных условий: иметь договор между нашими вузами и совместную программу преподавания, а также определить вопросы финансового характера. Мы приветствуем такую взаимную диффузию – проникновение наших студентов в другие высшие учебные заведения на какой-то краткосрочный период. Также с удовольствием ждем студентов других вузов в нашем университете.

[frage]Алексей ИТИН:[/frage] Студенты задают вопросы в блогах о том, как пройти повышение квалификации со стажировками в ведущих зарубежных вузах и что для этого необходимо.

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Стажировки подразумевают, что студент направляется в другой вуз для выполнения какой-то части своей работы. Чаще всего это касается научной деятельности. Здесь проблем нет, но такие стажировки не связаны с понятием включенного образования.

Если кафедра или научная группа ведет работы, которые востребованы в России, и им нужно взаимодействовать с университетами других стран, то заключается договор и проводятся краткосрочные стажировки (от недели до месяца). Этим все широко пользуются.

Совсем недавно я подписал документы на стажировки наших студентов на первое полугодие 2011 г. на общую сумму более 5 млн р. в Финляндию, Францию, Испанию, Малайзию, Сингапур и пр. Это не значит, что мы каждого студента обеспечиваем стажировкой. Только тех, кто занимается востребованной научной работой. Востребованной с точки зрения научного сообщества: когда должны быть результаты, опубликованные статьи, выступления на престижных международных конференциях и пр.

[frage]Екатерина ГАВРИШ, аспирантка:[/frage] Я принимала участие в европейской конференции по жидким кристаллам, проходившей в Словении в феврале, за свой счет. Могу ли я рассчитывать на компенсацию от университета за проживание и организационный взнос участника?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] Компенсации не может быть. Мы работаем по плану. Заявка всегда пишется и обосновывается заранее: почему необходимо участие в конференции и что это дает университету. Заявка рассматривается и принимается решение. Должен быть выпущен приказ и найдены источники финансирования. Это касается не только студентов, но и преподавателей.

[frage]И.А. ЗУБОВ, гость:[/frage] Скажите, пожалуйста, есть ли инновационные предприятия в вашем вузе и работают ли там студенты? Как ребятам туда попасть, если они пока не в курсе? Создавать свои предприятия?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] По Российской Федерации работают около 700 инновационных предприятий. Более 600 из них создано на базе вузов и около 80 работают в Северо-Западном федеральном округе. В нашем университете уже создано 18 таких предприятий.

Несколько десятков студентов являются учредителями или участниками создаваемых и уже созданных малых инновационных предприятий. Проблем с тем, чтобы туда попасть нет. Всю информацию можно узнать на портале университета.

[frage]Алексей ИТИН:[/frage] Владимир Николаевич, 1 апреля вы празднуете 60-летний юбилей. Вы ректор нашего университета, заведующий кафедрой, представляете наш вуз и город как председатель Совета ректоров города, вице-президент Союза ректоров России, член Российской Академии образования. Как удается все это совмещать? Остается ли время на личную жизнь?

[frage]В.Н. ВАСИЛЬЕВ:[/frage] О грустном не надо... К сожалению, чем дальше я продвигаюсь по жизни, тем меньше времени остается на личную жизнь. Это, прежде всего, связано с моей неорганизованностью, которая возрастает.

Всем хорошо известно, что если я нахожусь в Санкт-Петербурге, то в половине девятого появляюсь на работе. И раньше половины десятого вечера я отсюда не ухожу. Суббота – тоже рабочий день. В воскресенье, чего греха таить, работаю во второй половине дня. Командировки, к сожалению, съедают полтора‑два дня в неделю.

Но я надеюсь, что мне все-таки еще удастся пожить после того, как я покину пост ректора, и на личную жизнь у меня останется время. Я нисколько не жалею о прошедшем. Это был очень хороший период: студент, аспирант, молодой сотрудник и доцент... Тогда личная жизнь была интереснее, и на нее оставалось гораздо больше времени.

e2dec94c