Выходит с 1931 года

Болонский процесс. шаг за шагом В подвешенном состоянии

Г.С. Кисельгоф

У каждого человека индивидуальное восприятие происходящих событий, своя оценка увиденного и пережитого и особая судьба. Из воспоминаний отдельных людей, очевидцев тех страшных событий по крупицам выстраиваются картины уже далекого прошлого. Белла ТЕНТЛЕР беседовала со студенткой института военных лет Г.С. Кисельгоф.

Галина Семеновна родилась в 1927 г. в Ленинграде. В июне 1941 г. она закончила семь классов и в сентябре поступила в энергетический техникум. Через месяц в здание техникума попала бомба, и занятия прекратились.

В феврале 1942 г. Галина вступила в комсомол. Участвовала в работе санитарных бригад. Ходили по домам, квартирам, помогали всем, кто нуждался. Подбирали еще живых маленьких детишек, в одночасье ставших сиротами и лежащих рядом с умершими от голода матерями.

В марте 1943 г. она заболела сыпным тифом и была эвакуирована в новосибирскую тифозную больницу по эвакоудостоверению. Когда выздоровела, продолжила свое обучение в школе, экстерном сдала экзамены за три года и в 1943 г., получив аттестат, поступила в Черепаново на 1-й курс ЛИТМО, который в эвакуации открыл прием для абитуриентов.

Ее поселили в общежитии. В 25-метровой комнате уже жили 40 девочек. Топчаны стояли вплотную, и первое время эта маленькая, худенькая, почти безволосая (после сыпного тифа) первокурсница спала на столе. Потом втиснули топчан и для нее, а вскоре Галину выбрали старостой комнаты.

Галина Семеновна вспоминает, что учебный процесс был организован очень серьезно, несмотря на непростые условия эвакуации. Отношения между ними и преподавателями, дававшими знания, были трепетными и доверительными. Галина тепло вспоминает преподавателя математики, которая по-матерински относившейся к девочкам. Потоковую лекцию по этому предмету читал профессор И.Н. Богословский; теоретическую механику вел педагог Шифрин, лекции – Б.Ф. Лапшин; физику преподавал профессор, заведующий кафедрой физики К.К. Аглинцев. Он с особой теплотой относился к ней на занятиях и называл ее – «моя малышка». Занятия по военному делу вел преподаватель Цауне.

Г.К. Шеремет, проректор по АХЧ, периодически выдавал талоны на одежду. Это было большой проблемой, так как при отъезде из Ленинграда почти ничего не удалось захватить. Кроме того, он иногда доставал дополнительные талоны на еду. Галина Семеновна с улыбкой вспоминает то, что он казался первокурсникам почти «небожителем».

Студенты получали небольшую стипендию. Этих денег хватало на то, чтобы купить самые необходимые продукты такие, как хлеб, картошку, и оплатить обеды в столовой института. Кое-как жить было можно.…

По ночам разбирали заборы на дрова – система была отработана. Наша героиня как староста комнаты по очереди назначала по несколько девочек на поиски дров, ведь надо было чем-то отапливать комнату. Все заборы в городке были разобраны студентами, что, мягко говоря, не нравилось местным жителям.

На станции в Новосибирске был организован пункт реабилитации для истощенных ленинградцев, которых в городе было много. Жители блокадного города в эвакуации были очень сплочены, помогали по возможности друг другу. Любая информация с фронтов и из родного города встречалась с большим интересом, а победы на фронтах – с восторгом. 1943 г. стал переломным в ходе Великой Отечественной войны. 27 января 1944 г. город на Неве салютовал победу. Враг под Ленинградом был разгромлен.

Уже к лету 1944 г. появилась возможность возвращения института в Ленинград. Но до этого надо было привести в порядок здание вуза, в которое попали несколько снарядов.

Большинство из этих работ легли на плечи студентов. Первое время в Ленинград пропускали лишь тех, у кого в городе жили родные, затем тех, у кого были рабочие специальности. Поэтому отряды студентов, возвращающиеся в город, оформлялись строительными рабочими.

Весной 1944 г. в город на восстановление здания был отправлен первый отряд из десяти человек. Ребята даже не успели сдать сессию. В их числе была и Галина. Ехали долго через Москву, состав пропускал военные эшелоны.

Галина Семеновна вспоминает, что ребята жили в здании института на четвертом этаже, питались по карточкам. Она работала наружным штукатуром. С утра двух человек закрепляли в люльке, загружали материал, необходимый для работы, и лебедкой поднимали наверх.

В течение дня люльку несколько раз перемещали по фасаду. Штукатурили различные выбоины, осколочные следы, небольшие разломы и прочие повреждения здания. Так «в подвешенном состоянии» наша героиня провела все лето.

В сентябре институт возвратился из эвакуации. Занятия начались в октябре. Студентов из здания института переселили в общежитие, находящееся на углу Обводного канала и Измайловского проспекта.

Галина училась на втором курсе и сдавала «хвосты», так как уехала из Черепанова, не сдав сессию. Стипендии не хватало на жизнь, и она стала донором, не смотря на то, что ей не было и 18 лет (по законодательству донорами могли быть лишь те, кто достиг этого возраста).

Галина сдавала по 0,5 литра крови в месяц. За это она получала 750 р. плюс талоны на 0,5 кг макарон, мяса, сахара и сливочного масла. Казалось бы, вполне прилично, но запасов организма хватило лишь на год. От истощения начался фурункулез, и с донорством пришлось расстаться.

Летом 1945 г. группу студентов отправили на Карельский перешеек на заработки. В поселке Гаврилово (Сяйние) находился финский кирпичный завод, который было необходимо восстановить. Студентов посадили за чертежные доски – они чертили эскизы деталей, необходимых для сборки недостающих узлов. Там ребята работали все летние каникулы. Полученных денег хватило на некоторое время учебы.

Стипендии опять не хватало, надо было искать работу и… отчисляться из института. Галине удалось устроиться монтажницей на военный завод. Началась трудовая жизнь. Несколько позже она поступила на заочный факультет Педагогического института. Жизнь сделала резкий поворот, и Галина Семеновна, став педагогом математики в школе, отдала этому делу почти всю свою жизнь – 41 год.

Но, подчеркивает она в разговоре, те знания, которые получила в ЛИТМО за неполных три года, стали фундаментом ее образования. Эти первые годы студенческой жизни оставили очень яркий след в ее жизни, и она всегда рекомендовала своим ученикам поступать только в ЛИТМО!

e2dec94c