Выходит с 1931 года

Актуальное интервью Курс на знания

В начале учебного года важно правильно старто- вать, чтобы подойти к первой сессии во всеоружии. Что для этого необходимо, знает Федор ЦАРЕВ, аспирант университета, чемпион мира по програм- мированию 2008 г. Он поделился своими впечатле- ниями о студенческой жизни, а также рассказал о последних научных достижениях.

[frage]– Приближается первое сентября. Как вы считае- те, абитуриенты, поступившие в СПбГУ ИТМО, сделали правильный выбор?[/frage] – Да, те , кто поступит, решили правильно. Наверное, все зависит еще и от специальности. Если говорить объективно, лишь на нескольких подготовка ведется на мировом уровне, а есть те, которые менее востребованы.

[frage]– Какие вы испытывали чувства, когда поступили на первый курс?[/frage] – Если честно, я плохо помню. Это было восемь лет назад. У меня сразу возникло ощущение, что университет это не школа, а совсем другое дело. Обучение устроено иначе. Как говорят, новая ступень в жизни, здесь не просто многое, а все принципиально по-другому.

[frage]– Чем вам запомнилась студенческая жизнь?[/frage] – Для меня студенческая жизнь, учеба в аспирантуре и работа на кафедре настолько разнообразна, что сложно назвать конкретные случаи. Я плохо помню, что было даже полгода назад, но у меня сложилось впечатление насыщенности событиями.

[frage]– Можно ли совмещать работу с обучением в университете?[/frage] – Нельзя категорически. Надо сделать выбор: либо учиться, либо работать. Если действительно серьезно учиться, то на работу просто не останется времени. Конечно, не все пять лет, но года два-три нужно посвятить образованию и стараться не отвлекаться.

[frage]– Это относится и к работе в университете, например на кафедрах?[/frage] – Работа в университете – другое дело. Она является логичным продолжением учебного процесса, когда студент занимается на кафедре научной деятельностью под руководством одного из своих преподавателей. Это просто более углубленная подготовка по своей будущей профессии.

Любая другая работа, даже если по специальности, но не связанная с учебным процессом, не подходит. Тем более если нужно еще куда-нибудь ездить. Времени ни на что не остается. Есть какие-то другие занятия, например работа в газете «Университет ИТМО». Я рассматриваю ее как кружок по интересам.

[frage]– Есть мнение, что студентам очень сложно найти работу после выпуска. Не миф ли это?[/frage] – Студентам действительно сложно найти работу после окончания вуза. Особенно тем, кто в свое время выбрал невнятную специальность. Например, бухгалтеров тысячи, конечно, в этом случае вероятность трудоустройства мала. Если рассматривать инженерные и программистские специальности, то ситуация обратная. Вакансий больше, чем людей. С другой стороны, возможно, у молодежи завышены ожидания по поводу зарплаты и других условий. Надо меньше загадывать.

Игры разума

[frage]– Какие планы у вас на новый учебный год?[/frage] – Я третий год учусь в аспирантуре. Надо его завершить защитой диссертации. Сложно планировать на год вперед. По большому счету, возможности появляются ежедневно.

[frage]– Недавно вы выиграли грант. Какой проект вы разработали?[/frage] – У нас в стране финансирование науки устроено таким образом: часть средств выделяется институту академии наук, либо университету на внеконкурсные исследования. Это так называемое базовое финансирование.

Чтобы получить дополнительные деньги на научные исследования, необходимо выигрывать конкурсы, которые организуются в рамках федеральных целевых программ. Одна из них «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». В ее рамках проводятся конкурсы на проведение научных исследований, в частности, под руководством докторов наук.

Мы участвовали в двух таких конкурсах. Один был по биологии, биоинформатике и ряду наук, связанных с биоинженерией. Еще один был только по информатике. У нас создана научная группа под руководством профессора А.А. Шалыто.

[frage]– Можете рассказать подробнее об этих проектах?[/frage] – Наши кафедры компьютерных технологий и техно- логий программирования занимаются разработками в области автоматного программирования. Его идея заключается в том, что программы проектируются как набор взаимодействующих автоматизированных объектов управления, каждый из которых содержит управляемую и управляющую части. Управляющая часть – система конечных автоматов. Один из способов построения конечных автоматов состоит в том, что человек создает сценарии работы, а компьютер дальше проектирует конечные автоматы на его основе.

Цель нашего проекта – разработать быстрый метод, который был бы основан на решении задачи о выполнимости булевой формулы (одна из базовых задач в информатике).

Второй проект посвящен задаче сборки генома. Это одна из самых популярных задач в научном мире, можно сказать, центральная в биоинформатике. Без получения геномной последовательности живого организма его дальнейшие исследования с точки зрения молекулярной биологии и биоинженерии невозможны.

Необходимо собрать геномную последовательность на основе данных, получаемых специальными машинами. Последовательность имеет миллионы символов у бактерий и миллиарды – у человека, десятки, даже сотни миллиардов – у растений. В частности, у ячменя геном пять миллиардов символов, у человека всего три миллиарда.

Современная технология чтения этих последовательностей предполагает разбивку ее на кусочки по сто символов. В результате получается своеобразный пазл. Его сборка – это сложная вычислительная задача. Второй наш проект посвящен разработке методов ее решений.

[frage]– Как университет помогает студентам реализо- вывать проекты?[/frage] – Подача заявки – довольно сложная процедура. Это томик из трехсот страниц. В нашем университете есть специальный отдел информационного сопровождения открытых конкурсов.

Царская награда

Он оказывает большую помощь при составлении заявок, выполняет часть работы по сбору необходимых документов, которые должны включаться в каждую из них. То, что мы выиграли, не только наша заслуга, а показатель эффективности работы этого отдела.

[frage]– Полученные гранты будут направлены на даль- нейшее развитие проектов?[/frage] – Да, у нас сформированы группы, которые работают над ними. В основном они состоят из студентов четвертого-пятого курсов. Целевая программа направлена как раз на участие молодых ученых. Мы эту задачу выполняем.

[frage]– Что нужно сделать, чтобы добиться таких успехов?[/frage] – Первый принцип – делать то, что нравится. Второй – посвящать делу достаточно много времени. Не просто много, не слишком много, а именно достаточно. Третий – искать правильных людей, с которыми будешь работать. Создавать свою команду, либо самому включаться в какой-то функционирующий коллектив. От этого зависит 90 % успеха.

[frage]– Как студенты должны настроить себя, чтобы не расслабиться в первом семестре?[/frage] – Главное, не думать, что до сессии далеко. Говорят, учиться надо всю жизнь, в том числе и пока ты находишься в университете. Я не разделяю мнения о возможности просто выучить что-то на сессии. Особенно на первом-втором курсе. Надо создать себе некую репутацию. Ведь есть же такая формула: первые три года ты работаешь на зачетку, а потом она работает на тебя.

[frage]– Значит, сейчас главное, как можно больше учиться?[/frage] – Нет, почему же? Это не совсем так. Надо найти некий баланс между учебой и отдыхом. За ближайшие два–три года надо определиться, что делать по жизни. Дальше уже следовать по этому пути. Пока еще есть время подумать, если не понравится, перейти на другую кафедру, но в дальнейшем как-то изменить выбранную дорогу будет все сложнее и сложнее.

[frage]– Даже поступив в университет, многие не уверены, что именно этого хотят от жизни. Как быть в этом случае?[/frage] – В принципе в рамках университета достаточно много вариантов. Конечно, это может быть сопряжено с рядом сложностей, сдачей академической разницы, но все равно, гораздо лучше преодолеть трудности сейчас. Надо определиться с путем и уже следовать по нему без всяких раздумий.

[frage]– Вам университет дал все, что вы хотели получить от жизни?[/frage] – Это сложный вопрос. Думаю, я пока не могу это оценить. Должно пройти какое-то время. Пока мне кажется, что всего достаточно, наверное, так и будет дальше. По большому счету, я пойму это лет через пять–десять.

e2dec94c