Выходит с 1931 года

Актуальное интервью Знаковое событие

В.Н.Васильев

В связи с окончанием в декабре 2011 г. срока полномочий ректора университета профессора В.Н. Васильева в вузе с мая этого года работала комиссия по выборам. Как известно, были выдвинуты две кандидатуры: В.Н. Васильев, ныне действующий ректор и А.Г. Шалковский, проректор.


Проведение выборов было назначено Ученым советом на 23 ноября на конференции научно-педагогических работников, сотрудников и обучающихся НИУ ИТМО. Перед началом конференции корреспонденты редакции обратились к кандидатам на пост ректора с просьбой рассказать о своих предвыборных программах.


В.Н. ВАСИЛЬЕВ:

– Я считаю, что программы развития университетов в принципе должны охватывать длительный промежуток времени и обладать определенной преемственностью. Нынешняя программа развития нашего вуза составлена на период с 2009 по 2018 гг. Она утверждена не только Ученым советом, но и Правительством Российской Федерации. Поэтому мне, как и любому другому кандидату на должность ректора, в своих планах надо опираться именно на нее. Речь может идти лишь об определенных акцентах, которые кандидаты могут предложить делегатам конференции.

Однако жизнь вторгается в наши планы, и уже с ноября этого года в связи с присоединением к нашему вузу Университета низкотемпературных и пищевых технологий программа развития была скорректирована и представлена Министерству образования и науки для утверждения.


Итоги

Основное достижение коллектива университета за предыдущие пять лет – это развитие и поддержание репутации вуза как ведущего учебного заведения Российской Федерации. И это не голословное утверждение. Были выиграны конкурсы на статус инновационного университета, национального исследовательского университета, базового сетевого университета Шанхайской организации сотрудничества. Подтверждает этот факт и качественный состав первокурсников, которых мы набираем, несмотря на демографический спад. Университет находится в первой десятке среди вузов РФ по числу победителей олимпиад и по среднему баллу ЕГЭ.


Акценты

Если речь идет о подготовке технической элиты – высококвалифицированных специалистов – то моя позиция заключается в том, что мы не можем идти по пути внедрения массового высшего профессионального образования, которое сейчас реализуется в Российской Федерации. В массовости просто высшего образования (без слова «профессиональное») ничего плохого нет.

Сейчас 85–90 % выпускников имеют доступ к высшему профессиональному образованию. На мой взгляд, при этом опускается планка качества подготовки специалистов. Особенно это важно для тех направлений, которые непосредственно связаны с обеспечением жизнедеятельности человека: врачей, учителей, опосредованно и технических специалистов.

Если мы делаем акцент на подготовке технической элиты, то, соответственно, и на первый курс необходимо подбирать наиболее мотивированных ребят, которые готовы учиться по приоритетным направлениям подготовки специалистов, предоставляемых в том числе и нашим университетом. Второй крайне важный акцент я делаю на подготовке высококвалифицированных магистрантов, аспирантов и докторантов. Образование в этом случае должно сочетаться с проведением научных исследований, а в дальнейшем – с высокотехнологичным предпринимательством и инновациями. Безусловно, я далек от мысли, что все станут учеными или предпринимателями в высокотехнологичной сфере, но, тем не менее, соответствующие элементы подготовки должны быть у всех наших выпускников. Они обязаны владеть основами проведения научно-исследовательских работ и предпринимательской деятельности.


Система

Должна меняться и система управления университетом. Это связано со стратегическим планированием, которое будет основываться на проведении поиска тех научных и технологических направлений, которые должны сыграть ключевую роль в будущем социально-экономическом развитии нашей страны и мира. Думаю, что через два или три года мы сможем говорить об архитектуре нашего университета, в которую будет заложена и миссия, и стратегические цели, и основные элементы ее реализации. Вероятно, уже со следующего года мы будем отрабатывать систему управления новой структурой вуза. Привычные всем нам академические структуры (кафедры и факультеты) будут дополнены так называемыми якорными компаниями. Последние, в свою очередь, связаны с созданием бизнес-акселераторов и бизнес-инкубаторов для наших студентов и молодых научных сотрудников. Это, безусловно, пилотные проекты, которые будут возникать постоянно, и каждый из них должен рассматриваться на заседаниях Ученого совета.

В этом году мы вместе с нашими американскими партнерами уже подписали соглашение о создании инвестиционного фонда. Он будет финансироваться из американских средств и станет одним из элементов, поддерживающих наши новые структуры.

Необходимо укрепление связей университета с внешним миром. Идти оно должно, скорее всего, в двух направлениях. Главное – это выход за территорию нашего вуза путем создания кафедр или иных структур на предприятиях. И второе – освоение не только российского рынка образования, но и мирового. В ближайшее время Россия войдет во Всемирную торговую организацию, и мы обязаны понимать, что конкуренция в сфере высшего образования, безусловно, усилится. Мы должны не то чтобы устраниться, а успешно развиваться и занять достойное место в мире.


Задачи

Одна из ключевых задач на следующий пятилетний срок – создание команды, которая придет к руководству вузом через пять лет и будет достойно продолжать его поступательное развитие. Для каждого участника, желающего работать в ее составе, должны быть созданы условия, а ограничений всего два: следующая команда должна служить университету, студентам и аспирантам, профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам; с учетом статуса университета эти люди должны быть узнаваемы не только в Санкт-Петербурге, но и в России, и в мировом сообществе в среде высшей школы и работодателей.


А.Г. ШАЛКОВСКИЙ:

– У меня нет принципиальных разногласий с программой развития университета, иначе я бы не работал в этой команде. Мои предложения, которые вносились в последние варианты, касались развития НИУ.

Акценты следующие. Считаю, что образовательный процесс в вузе должен быть скорректирован в сторону повышения роли научных исследований. Должен идти через науку. Это возможно реализовать путем повышения роли магистерских кафедр, в том числе за счет усиления их взаимодействия с промышленностью. И такие примеры уже есть.

Кроме того, хотелось бы развить то, что уже работает, – это коммерциализация результатов исследований университета и выход на рынок. Решается этот вопрос за счет повышения роли малых предприятий, созданных при университете, и лоббирования их интересов – создание хороших производственных площадок малого бизнеса, которые дадут и рабочие места, и образовательную среду для будущих студентов.

Приоритетным, на мой взгляд, должно быть развитие относительно новых для университета направлений – биоиндустрии и медицины – в обоих активно развиваются информационные технологии. Перспективно для вуза и такое нетрадиционное для сегодняшнего дня направление, как нефтегазовая отрасль. Это те приоритеты, которые развивает и будет развивать государство.

Для привлечения абитуриентов с более высоким уровнем подготовки, стоит опробовать позиционирование университета на таких интересных рынках выпускников школ, как Белоруссия и Москва.


Поздравляем Владимира Николаевича с избранием на должность ректора университета! Желаем ему успешной работы на благо вуза, его сотрудников и студентов!

e2dec94c