Выходит с 1931 года

С новым годом! «Просвещенный» союз

Весёлая компания

«В иные эпохи появляются люди, всем своим существом воплощающие свое время», – писал исследователь И. Врангель. Период правления Елизаветы Петровны — расцвет искусств, науки, начало русской эпохи Просвещения. Именно в это время деятельность Михаила Ломоносова достигает своей кульминации. Государственный Эрмитаж подготовил к юбилею ученого экспозицию, связанную с елизаветинской эпохой.

Историческая выставка обычно поражает не столько эмоциональностью, сколько чрезмерной информативностью. Однако на этот раз хотелось прочитать даже внушительный объем текста, чтоб разобраться во всех особенностях периода. Привлекает экспозиция своей детальностью. Именно из мелочей, костюмов, предметов интерьера складывается образ эпохи.

Особое место на выставке занимают юбилейные медали и жалованные грамоты. Елизавета была щедра на поощрения. Императрица старалась привлечь ко двору людей образованных и творческих. Среди приближенных был и граф Иван Шувалов. Благодаря его стараниям Михаил Ломоносов получил возможность заниматься научной деятельностью.

Елизаветинское время характеризуется пышным барокко: золотая посуда с искусной чеканкой, розовощекие купидоны и поделки из кости с тонкой резьбой.

Не стоит забывать и о периоде семилетней войны.Ее этапы можно проследить не только по военным сражениям, но и по деталям обмундирования и чертежам пушек.

Елизавета отличалась глубокой набожностью. В период ее царствования в Петербурге были построены знаменитые храмовые комплексы: Александро-Невская лавра, Смольный монастырь. Однако некоторым соборам так и не довелось быть воздвигнутыми. Зато у посетителей есть возможность увидеть макеты храмов, отражающие невоплощенную красоту. Троицкий собор по проекту должен был иметь две высокие колокольни, однако здание из-за архитектурной ошибки пришлось разобрать.

Эпоха отражена не только в гравюрах и предметах интерьера, но и в росписи фарфоровых сервизов. Знаменитый Ломоносовский фарфоровый завод выпускал как фирменные чашки с голубой сеткой, так и настоящие произведения искусства. Например, узор и резьба с изображением птиц и растений говорит о возросшем интересе к естественным наукам. Сама императрица предпочитала золоченую посуду с эмалевыми вставками.

С приходом к власти Екатерины II многие фарфоровые коллекции получили названиями фаворитов правительницы. Приближенные особы пили чай из Орловских чашек.

В Петербурге была открыта химическая лаборатория М.В. Ломоносова. Макет здания дает представление о масштабах проводимой там работы и исследований. Отдельно показаны личные научные приборы ученого: астролябии, подзорные трубы, глобусы. Глядя на всевозможные компасы, невольно вспоминаешь бессмертных «Детей капитана Гранта» или Джека Воробья, кому что больше нравится.

Модели Земли таят внутри миниатюрные карты звездного неба. Так и хочется расстелить карту и, наметив маршрут, отправиться в плавание по следам «Пятнадцатилетнего капитана».

По-детски радуюсь картинам из стекляруса. Свет от люстр переливается разноцветными огнями и кажется, что по полотнам идет рябь. Плывет усадьба, следом за ней проплывают деревья и расчерченные дорожки парка. Рядом представлены мозаичные работы. Эту технику возродил в России Михаил Ломоносов. При нем открылась мастерская по изготовлению смальты.

В древности мозаика на Руси была частью церковного убранства. Ученый придал ей светский характер, выполнив портреты русских императоров. К сожалению, со смертью Ломоносова техника снова перестала применяться.

Литературный дар ученого неоднократно проявлялся в хвалебных одах, посвященных правителям. Своеобразный рекорд был установлен Ломоносовым при восшествии на престол Петра III. За двое суток было написано 250 стихов, в которых чествовался новый монарх.

Экспозиция, многогранная, как деятельность Михаила Ломоносова, позволяет подобраться к эпохе совсем близко, прикоснуться к ее деталям. Хоть потрогать императорский сервиз и нельзя, однако выставку смело можно назвать интерактивной. Она продлится до марта 2012 г.

e2dec94c