Выходит с 1931 года

Достижения Олимп для физиков

Дмитрий Вавулин

В университете студентам необходимо ходить на занятия и два раза в год подтверждать свои знания на сессиях. Однако Дмитрий ВАВУЛИН (гр.4350) находит время для олимпиадной и научной деятельности. Как ему удалось привести сборную команду по физике к победе, узнал корреспондент газеты «Университет ИТМО».

– Дмитрий, расскажите, как вы стали тренером сборной команды вуза по физике?

– На первом курсе я занимался с доцентом кафедры физики А.В. Смирновым, тренером сборной университета. На втором – сам готовился к олимпиадам и, заняв шестое место по городу, попал в сборную Санкт-Петербурга. Это дало возможность участвовать во Всероссийской олимпиаде по физике, где у меня была 10 позиция. После этого меня попросили тренировать нашу команду.

Достаточно большой опыт участия в олимпиадах позволяет понять, что именно может пригодиться студенту для успешного результата помимо общей подготовки: выбор тактики (порядок решения задач), грамотный расход сил, умение не «зарываться» в одну задачу, если ее не удается решить.

– Каких результатов уже достигла команда?

– Вместе с Александром Витальевичем мы провели внутривузовскую олимпиаду и по ее результатам пригласили лучших студентов на занятия. После месяца тренировок на городской олимпиаде в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» ребята заняли первое место среди студентов технических специальностей, а в общем зачете – второе.

В сентябре на Всероссийской олимпиаде в МФТИ у нас было второе место среди вузов группы В (технические). Победили студенты БГТУ «Военмех». Сейчас тренируемся, чтобы взять реванш в следующем году.

– Почему олимпиады проходят по разным специальностям?

– Есть технические и физико-математические специальности, которые отличаются количеством часов физики в неделю. Если мы занимаемся 2-3 часа, то в СПбГПУ на этот предмет отводится 10 часов. Понятно, что их результаты будут лучше, но мы стремимся не отставать. Команда физико-технического факультета СПбГПУ обошла нас, но их общую сборную технических факультетов мы опередили, как и всех остальных.

– Как можно попасть в команду?

– Мы просим преподавателей кафедры физики направлять в команду своих самых сильных студентов; а также планируем проводить ежегодную университетскую олимпиаду.

– Трудно ли вести тренерскую деятельность?

– Сначала я волновался, а сейчас в команде сложились дружеские отношения. С удовольствием провожу тренировки. Мы разбираем задачи, если ответ неправильный – исправляем ошибки. Хорошо, когда удается найти несколько способов решения.

Тренируя сборную, я сам учусь многому. Ребята задают вопросы, над которыми приходится думать. Пока наш совместный опыт работы не велик, но скоро все изменится.

– Решение олимпиадных задач помогает в учебе или программы не пересекаются?

– Олимпиадные и учебные программы похожи. Однако на олимпиадные курсы мы берем тех студентов, которые блестяще справляются с учебой. Решение олимпиадных задач помогает учиться. В некоторых темах я разобрался полностью только благодаря тренерской деятельности.

– Занимаетесь ли вы научной работой?

– Не скажу, что я очень доволен образованием в вузе, но научная деятельность у нас на факультете организована здорово. Сейчас у меня несколько совершенно разных проектов, но они объединены тем, что для их решения необходимы хорошие знаниями по физике, математике и программированию.

Основная работа, которая была представлена мной на международном уровне – «Определение величины наноразмерных неоднородностей в рассеивающих и поглощающих средах». Мы предложили метод измерения среднего размера частицы при пропускании света через неоднородную среду. Метод альтернативный и дешевый. Сейчас мы занимаемся его исследованием, но я пока не могу получать теоретические результаты на высоком уровне: не хватает знаний.

– Что дает участие в международных конференциях?

– Они помогают понять, чем предстоит заниматься. На олимпиаде требуется умение быстро соображать, а на конференции важны социальные навыки. В научной деятельности олимпиадные умения мне часто помогают. Для меня научная деятельность стоит на первом месте, даже перед олимпиадами.

– Учеба позволяет в свободном режиме заниматься наукой?

– Учеба, если говорить о приоритетах, у меня на третьем месте. Уже достигнут тот уровень, когда изучено все, что необходимо. Можно углубляться в научную деятельность и заниматься специальными дисциплинами, которые нужны именно мне. Перед сессией уделяю внимание и учебе. Преподаватели, к счастью, смотрят лояльно и не очень зверствуют на четвертом курсе.

e2dec94c