Выходит с 1931 года

Актуальное интервью Статус-кво

На встрече с делегацией Университета Гвадалахары (Мексика)

Накануне начала учебного года редакция газеты обратилась к ректору университета профессору В.Н. ВАСИЛЬЕВУ с вопросами о значимости статуса нашего вуза и о тех перспективах, которые ожидают его преподавательский состав.

– Зачем мы боремся за статус исследовательского университета? Что в итоге получает коллектив нашего вуза?

– Только исследовательские университеты (плюс федеральные и обладающие особым статусом) могут сохранить лучшие традиции российской высшей школы и быть конкурентоспособными на международном уровне.

Вступление России во Всемирную торговую организацию может стать причиной оттока лучших интеллектуальных сил: студентов и преподавателей в зарубежные вузы. Станет неизбежным снижение качества подготовки выпускников, произойдет деградация большинства вузов. Правительство сможет поддержать только ограниченное число учебных заведений.

Очевидно, это будут те университеты, которые в нынешних условиях доказывают свою международную конкурентоспособность. У нашего вуза, объединившего два коллектива с историей, традициями и мощными научно-педагогическими школами, есть шанс развиваться как исследовательский университет.

Предполагаемое введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку позволит школьникам и студентам легче ориентироваться в программах дисциплин, выложенных известными университетами. Если программы обучения в наших вузах окажутся не на уровне, то студенты и аспиранты начнут голосовать «ногами».

Этих аргументов достаточно, для того чтобы понять, что статус исследовательского университета не самоцель, а инструмент для сохранения лучших практик российской высшей школы.

– Каковы результаты деятельности нашего университета в прошедшем учебном году?

– Основных индикаторов деятельности исследовательского университета четыре.

Первый, и главный, – это подготовка востребованных высококвалифицированных специалистов: магистров, кандидатов и докторов наук. Особое внимание надо обратить на слово «востребованный». Магистерские диссертации, связанные с реальными проектами, должны решать проблемы, находящиеся на переднем рубеже науки и технологий. Оценивать их обязана внешняя экспертиза, что возможно только при публикации результатов исследований в научных журналах и других профессиональных изданиях. Каждый магистрант к моменту защиты должен иметь не менее одной опубликованной статьи.

По численности выпуск магистров в полтора раза должен превышать выпуск бакалавров. Это непростая задача. Для того чтобы ее решить, помимо высокой репутации научно-педагогической школы нашего университета, требуются новые технологии набора. Те, которые мы используем сегодня (молодежные научные школы, конференции, социальные сети), нуждаются в существенном расширении.

Вторым важным показателем для НИУ является проведение научных исследований мирового уровня. Для нас это означает публикацию в среднем одной статьи на преподавателя в год, индексируемой в базе данных Scopus и Web of Sceince. Не каждый сотрудник может подготовить материал для журнала такого уровня, однако кафедра должна выполнять эту нагрузку. Подобные публикации требуют более активного участия в международных научных форумах, грантах, проектах, НИРах и т. д. Исключение можно сделать только для двух кафедр: иностранных языков и физического воспитания и валеологии.

Важнейшие индикаторы деятельности НИУ – трансфер технологий (выполнение ОКР и ОТР), продажа лицензий и локализация зарубежных технологий на отечественном рынке, которые требуют тесной связи с реальным сектором экономики.

Программа развития НИУ ИТМО определяет объем ОКР и ОТР в вузе, который должен составлять не менее 30 % от общего объема НИОКР. Обязанность научных руководителей как минимум представлять уровень развития передовых технологий и участвовать в выполнении конкретных проектов.

Что касается локализации, то это отдельная задача. Зарубежные фирмы предлагают поставлять под ключ новейшие фабрики. Однако хорошо известно, что технологии в приоритетных направлениях развития нашего вуза меняются достаточно быстро. Поэтому требуется не только их внедрение и сопровождение, но и развитие. Его могут осуществить лишь исследовательские группы, и эту нишу надо занимать нашему университету. Если каждые два года мы будем локализовать одну технологию – это будет хороший результат.

Сегодня наш университет – бесспорный лидер в создании высокотехнологичного малого и среднего бизнеса. Индикатором этого результата служит число созданных малых инновационных предприятий за год. Сегодня их 12, но в ближайшие пять лет это число должно быть увеличено до 25.

Здесь мы стратегически рассчитываем на институт холода и биотехнологий (ИХиБТ). Помимо обширного рынка биотехнологий и холодильной техники, который открывает неограниченные возможности для его освоения, площадка института должна стать образцом инновационной деятельности для Санкт-Петербурга и всей высшей школы России. Все условия для этого есть.

Один из интегральных результатов нашей работы в предыдущем учебном году – итоги приема. В целом, картина крайне благоприятная. Государственное задание по приему 1330 человек позволило нам поднять качественный уровень абитуриентов. Средний балл по трем экзаменам составляет 227 (!), хотя разброс по факультетам значительный. Каждый четвертый из поступивших – победитель и призер олимпиад, каждый четвертый – медалист! Впечатляющий результат. В магистратуру к нам прошли ребята из 139 российских вузов!

[img width="300" float="left" src="/photos/143/03_2.jpg" onclick="'143/big/03_2.jpg',900,650"]На XVIII Международной конференции по оптическому дизайну и фотонике[/img]

– Какие условия необходимо выполнить для продолжения успешной работы коллектива и получения высоких результатов?

– Необходимо, чтобы в вузе была высокая концентрация талантливых, профильно-мотивированных студентов. Для этого нужны разные методики приема для первокурсников и магистрантов, которые объединяет практически индивидуальный подход.

Для первого курса число победителей и призеров олимпиад должно составлять не менее 25 %, а средний балл ЕГЭ – не менее 230 для трех экзаменов. Для магистрантов определяющей является профильная мотивированность. Полная ответственность за прием лежит на выпускающих кафедрах.

Следующее условие – наличие конкурентоспособных преподавателей, сочетающих исследовательскую и педагогическую деятельности, которым близки инновационные методы работы.

Уровень подготовки преподавателей должен соответствовать, прежде всего, требованиям к профессорско-преподавательскому составу, утвержденным на Ученом совете университета. Эффективность работы можно отследить по публикациям в журналах, индексируемых в международных базах данных, а также по отзывам студентов. Известность и репутация научно-педагогической школы вуза во внешней среде (среди работодателей, учащихся школ, родителей, коллег из других учреждений и т. д.) – это тоже оценка.

Образование – это совместная деятельность преподавателя и студента. Если итоги образовательного процесса неудовлетворительны, то виноват и преподаватель, и студент. Если учебные достижения прекрасны, то это также заслуга обеих сторон. На преподавателях лежит большая ответственность, однако основными институциональными партнерами между ними и студентами выступают органы студенческого самоуправления.

Сегодня исследовательские университеты по оснащению современным научно-учебным оборудованием имеют значительные преимущества по сравнению с другими вузами и институтами РАН. Вопрос состоит в эффективности его использования. Средства, выделяемые на оборудование, носят инвестиционный характер. Они даются под конкретные цели и результаты с обязательным софинансированием.

Еще одно условие – система управления. Этой теме было уделено много внимания на августовском совете прошлого года. Каждое структурное подразделение должно логично сочетать свободу и самостоятельность с полной ответственностью за свой участок работы.

Наша информационная система направлена на организацию более эффективной деятельности студентов, преподавателей, сотрудников, руководителей проектов или структурных подразделений. Один час работы в ней ежедневно – норма для всех нас. Система может генерировать любые ответы, мониторить разнообразные действия студентов, аспирантов, преподавателей.

– Как финансово обеспечить достижение результатов и выполнение поставленных условий?

– Опыт передовых кафедр и других структурных подразделений показывает, что при работе, направленной на результат, четко поставленных целях и задачах финансовое обеспечение получить достаточно легко. Однако если цель – материальное благополучие без созидания и достижения важных результатов, то ничего хорошего не получится.

– Какие конкретные задачи необходимо решить в наступающем учебном году, помимо тех, которые уже были обозначены?

– Известно, что 2013 г. – последний год федерального финансирования программы развития НИУ ИТМО. Через полтора года мы будем подводить итоги четырехлетней работы, но уже сейчас очевидно, что в следующие пять лет методы выполнения программы НИУ (2014 – 2018 гг.) нужно доработать и откорректировать. Поэтому дирекции программы необходимо конкретизировать ее мероприятия на этот период. Проект должен быть сделан в этом учебном году, чтобы осенью 2013 г. провести его обсуждение не только в стенах университета. Желательно, чтобы управление программой осуществлял Международный ученый совет. Дирекции при обязательной консультации с основными научными подразделениями и кафедрами, внесшими значительный вклад в реализацию программы, необходимо также подобрать кандидатуры в совет.

Нужно отработать международную процедуру избрания преподавателей на конкурсной основе и использовать ее уже в 2013/2014 учебном году. Скорее всего, выборам придется посвящать специальные заседания Ученых советов университета и факультетов. Процедура предусматривает открытый конкурс, выходящий за пределы вуза. Подобная практика должна стать регулярной.

В течение следующего учебного года необходимо подготовить не менее 10 % магистерских программ на английском языке. В 2013/2014 учебном году надо будет реализовывать отдельные модули и дисциплины на английском языке. Уверен, что эта задача нам по силам, ведь в составе ИХиБТ работает центр по изучению иностранных языков, который готовит переводчиков.

Поздравляю весь коллектив вуза с началом нового учебного года! Желаю успехов в реализации ваших планов на благо нашего университета!

e2dec94c