Выходит с 1931 года

Университет XXI века Hi-tech подмостки

Тильтиль и Митиль путешествуют по снам (спектакль «Счастье»)

В театральном сообществе не утихают толки об экспериментах Александринки. От безумных идей режиссеров-новаторов перешли к конкретным действиям: по соседству с основным зданием театра кипит строительство малой сцены, открываются медиацентр и школа для подготовки современных театральных специалистов, разрабатываются новые технологии для постановки спектаклей...

С приходом в Александринский театр нового художественного руководителя Валерия Фокина произошел переворот: спектакли, годами не покидавшие сцену, в новой интерпретации узнаются с трудом. Современные театральные технологии дополнили академические традиции. Только зрители успели адаптироваться к постмодернизму, как Александринка предприняла еще более смелые шаги на пути к дальнейшему реформированию.

«Идея о совместном проекте НИУ ИТМО и Александринского театра была предложена мной В.Н. Васильеву год назад. Для того чтобы театр стал инновационным, ему были необходимы партнеры. Ректор НИУ ИТМО заинтересовался идеей и подключил кафедры, которые работают в близких или смежных областях. Таким образом мы стали заказчиками информационных, компьютерных и звуковых технологий», – рассказывает Андрей Анатольевич Кононов, специалист по IT Александринского театра.

Из тридцати предложенных направлений развития театра были отобраны десять, финансирование которых планируется осуществлять из средств федерального бюджета. «Андрей Могучий, художественный руководитель новой сцены, и его команда готовят нестандартные драматургические и режиссерские решения к церемонии открытия комплекса», – поясняет Кононов.

Вскоре благодаря высокой скорости Интернета появится возможность передавать большой объем видеоданных. В планах театра показ спектаклей на нескольких сценах и в разных странах одновременно с передачей видео и 3D-изображений. Камеры, вмонтированные в декорации и маски актеров, смогут транслировать спектакль глазами героев действа.

За время совместной работы с НИУ ИТМО были выбраны партнеры по поставке оборудования. Разработки, выполненные университетом, оказались как нельзя кстати. Через НИУ ИТМО подключились и другие вузы.

Сцена из спектакля Андрея Могучего «Счастье»

Открытие новой сцены, на которой будут продемонстрированы реализованные в теат- ральной среде технологии: мультимедийные, оптические, голографические, псевдоголо- графические и лазерные, – запланировано на май 2013 г.

За применение лазерных технологий отвечает ассистент кафедры ТТОЭ Николай Матвеев, светохудожник лазерного театра Lux Aeterna: «Спектакли строятся из движущегося изображения, возникающего за счет различных способов воздействия на материал, и музыки, которая на него накладывается. Лазерное излучение пропускается через прозрачные или частично отражающие оптические элементы. Из-за дефектов поверхности происходят эффекты дифракции и интерференции.

В основном используются RGB-проекторы. В проекции цвета смешиваются. Различные длины волн дифрагируют по-разному: распределение на экране получается спонтанным, неконтролируемым и поэтому уникальным».

Театр вскоре станет по-настоящему инновационным и не будет зависеть от места показа представления. «Еще одно новшество театрального переворота – задействование реальных актеров в одном спектакле со зрителями, которые смогут управлять виртуальными персонажами (аватарами) и лучше понять постановочную часть», – рассказывает Кононов.

Будет использоваться система motion capture, в которой управление аватаром происходит за счет движений и мимики актера. «Центр речевых технологий» поможет синтезировать голоса с архивными записями, например, ушедшего из жизни артиста. Вместо рисованных декораций – технология video mapping: мощные проекторы проецируют изображение на стены, потолки и здания.

«Также мы не будем просить выключать мобильные телефоны и запрещать пользоваться записывающими устройствами, наоборот, дадим зрителю возможность транслировать спектакль! Ведь каждый пришедший на постановку – сотворец в его сетевой интерпретации», – завершает рассказ Андрей Кононов.

В театральных кругах формат новой сцены Александринского театра воспринимают с опасением: технологии могут разрушить золотые академические основы. Однако суть эксперимента предполагает союз современных тенденций, диктуемых постоянно меняющимся социальным контекстом, и классического наследия русского театра.

e2dec94c