Это актуально Поискрились, и хватит
Университет с успехом воспитывает поколения борцов за технический прогресс. Молодые специалисты заинтересовались и автопромом, давно требующим инновационного вмешательства. Небезразличный к нуждам потребителей и проблемам экологии аспирант Владимир ВИТКИН, победитель конкурса Правительства Санкт-Петербурга в номинации «Бизнес-идея», предложил навсегда забыть об искровых свечах зажигания.

– Как пришла идея создания проекта? Что побудило выбрать тему?
– Изначально я не планировал разработок в сфере автопрома. В выборе темы роль сыграл случай. В Институт лазерной физики, где я работаю, поступило предложение из «Сколково» о создании системы зажигания двигателя для ракетоносителей. Необходимость в этом возникла потому, что стандартные свечи срабатывали ненадежно. Когда достаточно большая часть работы была проделана, оказалось, что «Сколково» не торопится сотрудничать. В это же время я узнал о конкурсе «Молодые. Дерзкие. Перспективные» и решил адаптировать уже имеющиеся разработки под автомобилестроение, чтобы труды не пропали даром.
– Какие были предъявлены требования к номинации «Бизнес-идея»?
– Проект должен был быть инновационным, рентабельным, конкурентоспособным и реализуемым. Высоко оценивалась социальная значимость. Мои разработки на фоне идей конкурентов смотрелись выигрышно, ведь они могут принести реальную пользу человечеству.
– В чем преимущество лазерного зажигания двигателя внутреннего сгорания перед зажиганием от искровых свечей?
– Важным свойством лазерных свечей зажигания является их унифицируемость: свечку можно поставить на любой автомобиль вне зависимости от его марки и года выпуска. Изделия долговечны: лазерные свечи значительно превосходят искровые по сроку службы. Лазерное зажигание обеспечивает меньший расход топлива. Решается проблема экологии – происходит снижение выбросов вредных веществ в атмосферу.
– Как вы думаете, в чем секрет вашей победы?
– Мне нужно было выиграть, и я выиграл. Я примерно понимал, что должно заинтересовать людей. Для автомобильной промышленности очень важна экологичность. В ближайшем будущем Европа придет к новому экологическому стандарту «Евро-6». На данный момент существует ряд сложностей: «Евро-6» с трудом поджигается от искровой свечи, а это значит, что потребление топлива значительно увеличится. Это обстоятельство волнует как автолюбителей, так и производителей. Лазерное зажигание значительно изменяет стехеометрическое соотношение, что позволяет уменьшить расход топлива.
– Много ли было достойных конкурентов?
– Конкуренты были серьезными: в конкурсе участвовали кандидаты наук и те, кто уже получает доход от своих изобретений и имеет заказы от предприятий. Я был одним из «молодых, дерзких и перспективных». Мой проект был масштабнее большинства работ, представленных на конкурсе. Он охватывает все автомобили на планете.
– Что дало участие в конкурсе? Победа в нем открывает какие-либо перспективы?
– Я участвовал, для того чтобы приобрести статус победителя конкурса Правительства Санкт-Петербурга! Если серьезно, то надеялся, что там будут присутствовать инвесторы. К сожалению, людей, заинтересованных в инновациях, не было. За поддержкой проекта собираюсь первым делом обратиться к Владимиру Потанину, Михаилу Прохорову и руководителям ОАО «АвтоВАЗ».
– Планируете ли вы далее развивать эту тему?
– У меня есть идея заняться ее продвижением. Я надеюсь найти инвесторов в России, либо заручиться поддержкой государства. Прежде всего нужно сделать прототип, наглядно демонстрирующий все плюсы и минусы системы.
Если работать на инвестора, придется ориентироваться на его нужды. Лазерные свечи приводят к подорожанию автомобиля в целом, но эти деньги отыгрывают себя во времени.
У меня есть и другие проекты, которые не вписываются в лазерную физику, например переработка мусора в нашей стране. Главное, я обладаю чутьем, а остальное приложится.