Выходит с 1931 года

Интервью номера Воспитание — это образ жизни

Доцент Н. Н. Горлушкина со своими дипломниками, выпускниками кафедры ТПО 2006 г.

На вопросы редакции газеты отвечает Наталия Николаевна Горлушкина, заместитель декана ЕНФ, заместитель председателя Координационного совета по организации воспитательной работы, заместитель заведующего кафедрой ТПО.

– Наталия Николаевна, Вы закончили оптический факультет и работали на одной из кафедр этого факультета, как Вы стали наставником молодёжи? Это было всегда или проявилось в какой-то определённый момент?

– Когда я училась в восьмом классе, директор направил меня в первый класс заменить заболевшую учительницу. Может быть, этот день, проведённый в роли учительницы, и беготня малышей за мной позднее во многом повлияли на будущее. Во всяком случае, я до сих пор помню те десятки глаз, смотревшие на меня, и свою растерянность, когда первоклашка стал рассказывать анекдот, а я не знала, что делать. Однако учиться я пошла на техническую специальность, как говорится, «по стопам родителей» – мои мама, папа, дед и дядя работали в оптической промышленности.

– Как давно Вы занимаетесь воспитательной работой?

– На этот вопрос трудно ответить. Может быть, с того момента, когда пятилетней девочкой я учила тетю, что прежде, чем мыть голову, надо всё приготовить. А может быть, с того момента, когда услышала: «Наталия Николаевна, подскажите мне …»

– Воспитание – это «работа» или состояние души?

– Это труд, которого никто не видит. А силы даёт на это восторг, который охватывает тебя от достижений твоих учеников, нежность от удивительно теплых писем выпускников, радость, когда ученики становятся соратниками. А еще удивительное чувство от поддержки в трудную минуту. Так что, скорее, это образ жизни.

– Наталия Николаевна, Вы заместитель у трех начальников. Каким «заместителем» Вам больше нравится быть?

– Интересный вопрос. Когда я поступала в ЛИТМО и сдавала вступительный экзамен по физике, экзаменатор задал дополнительный вопрос: «Кого вы больше любите маму или папу?» Представляете, напряжение от сдачи экзамена, нервы накалены, и вдруг такое! Тогда я была очень заумная и гордо ответила, что это всё равно, что спрашивать, кто лучше Пушкин или Лермонтов. Бедный экзаменатор в тот момент, по-моему, чуть со стула не свалился. Теперь я в ответ лучше промолчу.

– А каким заместителем Вам ещё хотелось бы стать?

– Четвёртого начальника я уже не выдержу.

– Как влияет на эффективность работы столько ответственных должностей, возложенных на одного человека?

– Конечно, нагрузка большая, и не всё удается сделать, но разная деятельность порой помогает более чётко воспринимать проблемы.

Хочется сказать спасибо заведующему кафедрой М. И. Потееву, что он терпит моё «отсутствие» на кафедре.

– Откуда Вы черпаете силы и как всё-таки Вам удаётся так много успевать?

– Многое успевать помогают студенты. У них много идей, которые они и воплощают. Ну не даром же отмечают, что студенты ЕНФ – особенные. Я бы сказала, они живые. У них глаза горят. Знаете, чему они больше всего удивляются? Когда на вопрос «А можно…?», слышат в ответ «Можно!» У них столько идей! Ну, как им не помогать? Вот так друг другу и помогаем.

– Наталия Николаевна, а есть ли у Вас «личное время» и, если не секрет, то чем Вы предпочитаете его занимать?

– Личное время. Бывает и такое. Люблю читать исторические романы. С большим удовольствием хожу в театр. Летом люблю работать в огороде. Земля даёт очень много энергии. Ведь до чего замечательно наблюдать, как из маленького семечка вырастает прелестный цветок, это почти так же, как из нерадивого студента формируется высококлассный специалист.

– За последние год – полтора внеучебная работа со студентами в нашем университете заметно оживилась, но серьёзных студенческих инициатив и студенческих лидеров в вузе пока нет. С чем это связано, на Ваш взгляд?

– Я полностью согласна, что последнее время о воспитательной работе не толькоговорят, но и ею занимаются. Уже то, что в названии должности проректора появились слова «воспитательная работа», является достижением.

Большое внимание этой работе уделяет проректор А. Ю. Иванов, и приятно быть его заместителем в недавно созданном Координационном совете по организации воспитательной работы. Появились регламентирующие документы, о воспитательной работе заговорили преподаватели.

Огромное спасибо за сотрудничество руководителю отдела внеучебной работы М. В. Вяземской. Она обладает такой энергией и фантазией, что можно только позавидовать. Я очень рада, что мы работаем вместе.

Но, на мой взгляд, на естественнонаучном факультете воспитательная работа была все годы со дня его основания, и серьёзные инициативы исходили как раз от студентов. Недаром же в этом году студенческая кафедра ЕНФ отмечает своё десятилетие.

– Если бы у Вас оказалась волшебная палочка, то какие три желания Вы попросили бы её исполнить?

– Я не буду говорить, что хотела бы, чтобы во всём мире был мир или чтобы все студенты были отличниками. Я бы все три желания объединила в одно, но это очень личное.

– Наталия Николаевна, что бы Вы сказали, если бы Вас попросили выступить в Исаакиевском соборе после награждения знаком Святой Татьяны?

– Это были бы слова благодарности родителям, что они меня воспитали такой, слова благодарности студентам, что они поддаются воспитанию, и моя благодарность Господу Богу, что он даёт силы заниматься этой работой!

e2dec94c