Выходит с 1931 года

Ректор говорит Двадцать лет выдержки

«Как один год, двадцать лет пролетело!» – удивляется ректор НИУ ИТМО член-корреспондент РАН В.Н. ВАСИЛЬЕВ. В 1993 году 3 декабря он был назначен первым проректором института. За это время четыре факультета крепкого среднего вуза разрослись в университет, готовый стать одним из ведущих мировых учебных заведений. Владимир Николаевич рассказал, что ждет будущих первокурсников и почему высшее образование не должно быть просто сферой услуг.

– Какая обстановка была в университете двадцать лет назад?

– В 1993 году атмосфера в тогда еще Институте точной механики и оптики характеризовалась тезисом, за который выступало подавляющее большинство членов Ученого совета: «Надо продержаться и не делать резких движений». Объяснялась эта позиция просто: институт в то время был связан с решением задач оборонной промышленности. Даже на символе министерства, ответственного за эту область, в то время были две линзы и перекрещенные пушки. Считалось, что надо устоять, пока оборонная промышленность после 1990-х годов оправится от потрясений и станет конкурентоспособной и капиталоемкой отраслью. Тогда и институтская подготовка кадров была бы востребована.

– Какую позицию сформировали вы?

– Мне и подавляемому меньшинству виделось, что университету надо было делать ставку на направления подготовки специалистов и проведение научных исследований в тех областях, которые будут определять развитие общества и технологий на 20–25 лет вперед. Начали мы с сокращения подготовки по классической оптики осторожно, чтобы не вызвать революции. Все-таки в 1993 году в этом направлении работало два факультета. Развал Союза сузил оптический рынок до рамок города. Потом мы стали делать упор на информационные технологии. Чем дальше мы уходили от университета образца 1993 года, тем больше молодежи включалось в работу.

– Все ли поддержали вашу инициативу?

– Это было мнение меньшинства – людей в возрасте от 35 до 45 лет. Они были уже не выпускники, имели опыт работы, определенные заслуги, а главное, связывали свое будущее с нашим институтом. Мы считали, что надо не выживать, а развиваться. Эта позиция подтверждалась тем, что наш институт очень отставал по ключевым показателям. Так в конце 1993 года у него не было государственной аккредитации и статуса технического университета. В институте было всего три технических факультета и только-только созданный гуманитарный, образованный стараниями заведующих кафедрами гуманитарной и социально-экономической направленности. Вуз готовил специалистов всего по восьми узким направлениям. Заняв в 1993 году должность первого проректора, я собрал и возглавил команду единомышленников. Мы составили пошаговый ежедневный план действий на полгода. И уже через пять месяцев институт был аккредитован и получил статус технического университета.

– Напоминает ли это развитие по программе «5/100»?

– Общим показателем можно считать серьезную трансформацию вуза. Стартовых возможностей для этого сейчас больше, чем в 1993-м. Если тогда было необходимо просто выйти на уровень развития с другой миссией, целью и задачами, то сейчас поставлены конкретные цели с четкими показателями до 2020 года. Сказали бы в то время, что через двадцать лет мы будем готовы войти в сотню лучших мировых университетов, я бы посчитал, что это невозможно. В 1990-х годах мы занимали места с 70-го по 90-е в национальных рейтингах. В то время университет имел общий объем доходов 900 тысяч долларов, а сейчас он составляет сто миллионов. Это говорит об очень мощном потенциале развития вуза, блестящем кадровом составе и невероятно талантливых и креативных студентах НИУ ИТМО.

– Участвовали ли сотрудники университета в изменениях?

– Тогда за нами была пропасть в 15 лет. Молодежь уезжала работать за рубеж, никто не хотел оставаться в вузе. Преподавателей в возрасте до 30 лет было всего девять! Сейчас ситуация переломилась. Университет 1993 и 2013 годов – два разных учебных заведения, которые трудно сравнивать. Сейчас у нас есть опыт, и больше 50 % коллектива вуза прошли тренинг реализации по программам развития инновационного (2007–2008 годы) и национального исследовательского (2009–2013 годы) университетов. Не только ректор говорит, но и многие обоснованно считают, что по ряду направлений мы лидеры.

– Сложно ли было внедрить новую систему?

– Основной задачей была необходимость убедить профессорско-преподавательский и руководящий состав в правильности выбранного направления. Конечно, кардинальные изменения произошли не сразу. Только в 2000 году я почувствовал, что в коллективе закончился переход от СССР к новой России. В 2002 году была поставлена задача о необходимости проведения серьезных научных исследований. А в 2004 году стало понятно, что, помимо научной и образовательной деятельности, следует обратить внимание на инновационную компоненту.

Когда изменения растягиваются на годы, нужно иметь внутренний стержень, чтобы довести их до конца. Результаты нынешней работы увидят ребята, которые поступят в НИУ ИТМО на следующий год. Правда они подумают, что все это собой разумеется: совместные образовательные программы и научные исследования, иностранные преподаватели и курсы на английском языке и т. д. Для этого проводится колоссальная совместная работа преподавателей, студентов и аспирантов.

– Почему так необходимо поддерживать студенческие инициативы?

– Диалог преподавателей и студентов создает особую атмосферу. Я уверен, что для университета это очень важно. У нас одна из самых активных студенческих семей. Недавно ребята приняли участие в круглом столе, и их вопросы и предложения обсуждались на ректорате. Работа в команде – создание своего личного университета. Мне нравится, что сегодня студенты не приходят в НИУ ИТМО получить образовательную услугу, а становятся соработниками и вместе с сотрудниками развивают пространство университета.

– Каким вы видите университет еще через двадцать лет?

– В прошлом году мы провели стратегическую сессию и рассмотрели развитие вуза до 2037 года. Планируется создать глобальный, исследовательский, онтологический университет. К этому времени НИУ ИТМО уже должен не просто войти в рейтинг ведущих мировых вузов, но и стать там одним из лидеров. Это потребует расширения направлений подготовки, усиления гуманитарной составляющей и деятельности в области биологии и медицины. Нужно придерживаться ключевых тенденций этого века – всего, что связано с человеком. Я вижу по молодежи, что они отходят от ценностей общества потребления и задумываются об ответственности, реализации потенциала и познанию себя и мира. Наверное, в этом и заключается успешное развитие университета.

e2dec94c