Выходит с 1931 года

Достижения За победой — большие задачи

Подведены итоги конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Приказом Минобрнауки России от 09.03.2007 г. № 77 наш университет признан одним из 40 вузов-победителей этого престижного конкурса.
В связи с таким значимым событием наш корреспондент взял интервью у ректора университета профессора В. Н. Васильева.

– Владимир Николаевич, прежде всего, хотелось бы узнать, в чем состоит основная идея нашего проекта?

– Основная идея нашего проекта обозначена в его названии: «Инновационная система подготовки специалистов нового поколения в области информационных и оптических технологий».

– Как разработчики определили цели его реализации?

– Заявленная нашим университетом инновационная образовательная программа предлагает инструменты и механизмы системы подготовки специалистов нового поколения по приоритетным направлениям науки, техники и технологии. Реализация Программы позволит готовить выпускников к инновационной деятельности в отраслях, связанных с иноформационными и оптическими технологиями. Последние относятся к числу ключевых высоких технологий.

Наша программа предполагает развитие инновационной системы подготовки специалистов нового поколения по пяти научно-образовательным направлениям в области информационных и оптических технологий на основе качественного обновления методического, организационного, инфраструктурного и кадрового обеспечения университета.

Указанная цель является органической составляющей задач, закрепленных в стратегическом плане развития университета в 2006 – 2012 гг. и связанных с подготовкой элитных специалистов для кадрового обеспечения национальной инновационной системы.

– О каких научно-образовательных направлениях идет речь в нашей Программе?

– Результаты маркетинговых исследований и прогнозов научно-технического развития и профильных рынков труда, полученные инновационными структурами университета совместно с предприятиями-партнерами и общественно-профессиональными организациями, позволили выделить следующие пять направлений:

  • технологии программирования и производства программного обеспечения;
  • встроенные вычислительные системы;
  • интегрированные компьютерные технологии проектирования и производства приборов и систем;
  • фотоника и оптоинформатика;
  • лазерные технологии и системы.

– Цели программы впечатляют. Выбранные направления несомненно уникальны. А какие задачи предстоит решать коллективу нашего университета во исполнение инновационной программы?

– Задачи, реализуемые в рамках Программы, предполагают разработку нескольких блоков. К их числу относятся:

  • образовательный, направленный на формирование новых и качественно усовершенствованных образовательных программ;
  • блок интеграции образования, науки и инновационной деятельности;
  • кадровый блок, обеспечивающий повышение научно-педагогического потенциала и мотивации активности сотрудников;
  • блок предпрофильной подготовки для формирования и отбора мотивированного контингента обучающихся;
  • блок внешнего оценивания качества подготовки выпускников вуза.

– Как можно сформулировать основные ожидаемые результаты выполнения этих задач?

– При решении первой задачи по каждому из пяти указанных направлений должны быть разработаны профессиональные компетенции выпускника, новые образовательные программы, их учебно-методическое обеспечение, а при необходимости – проекты изменений ГОС ВПО по направлениям подготовки.

Для решения задачи интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности необходимо разработать соответствующее организационное, информационное (в том числе программное), лабораторное и инфраструктурное обеспечение образовательного процесса.

Повышение квалификации преподавателей должно быть переориентировано на рост их профессиональной компетентности. Последняя обеспечит более высокий уровень содержательного наполнения учебных модулей и курсов, освоение и применение новых инновационных педагогических технологий и современных образовательных ресурсов.

Решение задачи совершенствования предпрофильной подготовки обучающихся предполагает разработку системы содержательно- и объектно-ориентированной инфраструктуры, предоставление на ее основе комплекса образовательных услуг. Приоритетными формами работы должны стать открытые Интернет-конкурсы и олимпиады, виртуальные интерактивные ресурсы, приборные экспозиции и коллекции, популярные и эффектные демонстрации.

Наконец, Программа предусматривает разработку методологии общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и сертификации выпускников.

– Решение отмеченных Вами глобальных задач, очевидно, невозможно без взаимодействия и сотрудничества с другими организациями?

– Предполагается, что задачи Программы будут решаться во взаимодействии со многими партнерами. К их числу относятся ведущие российские и зарубежные университеты, организации и институты РАН, научно-исследовательские и научно-производственные компании, общественно-профессиональные сообщества и фонды.

– Владимир Николаевич, а как можно интегрально выразить результаты, которые предполагается получить по окончании реализации Программы?

– Главным результатом реализации Программы станут специалисты нового поколения в области информационных и оптических технологий. Они должны обладать актуальными компетенциями для решения проблем и задач, связанных с исследованиями, проектированием и производством конкурентоспособной продукции и технологий на мировом уровне.

Другим важным результатом явится создание сквозной инновационной системы поиска абитуриентов и подготовки специалистов по приоритетным научно-образовательным направлениям. В результате выполнения проекта должно быть создано системообразующее ядро среды университета, позволяющее гибко и адекватно реагировать на запросы рынка труда, инновационной экономики, потребности общества и личности.

Принципиально важным в создании системы подготовки специалистов явится представление результатов в виде товарно-оформленных продуктов, готовых для тиражирования и распространения в другие вузы и научно-производственные организации. Примерами таких продуктов являются инновационные программы, технологии обучения и оценки качества подготовки, учебно-методическое и программное обеспечение.

Мы надеемся, что выполнение Программы позволит усилить лидирующие позиции нашего университета как инновационного научно-образовательного центра в области оптики, приборостроения и информационных технологий Северо-Западного Федерального округа и Российской Федерации, будет способствовать повышению его ведущей роли как базового вуза УМО вузов России по образованию в области приборостроения и оптотехники.

– Владимир Николаевич, выполнение такой масштабной Программы, очевидно, существенно повлияет на развитие нашего вуза?

– Масштаб влияния Программы распространяется не только на инновационное развитие вуза. Ее выполнение окажет также заметное влияние на инновационное развитие отрасли, региона и системы высшего профессионального образования в целом.

– Владимир Николаевич, не могли бы Вы назвать основных разработчиков Программы, наших «силовиков»?

– Программу разрабатывала большая группа наших сотрудников. Не желая обидеть кого-либо из них, назову лишь тех, кого Вы назвали «силовиками». Это – проректора Ю. Л. Колесников, А. А. Шехонин, А. В. Иванов; деканы факультетов: В. Г. Парфенов, С. К. Стафеев, С. А. Козлов; директор ЦДО А. В. Лямин, директор ИТЦ Ю. В. Цыпкин; заведующие кафедрами: И. К. Мешковский, Е. И. Яблочников, В. П. Вейко, В. Ю. Храмов, А. О. Голубок, Н. В. Никоноров; профессор кафедры ЛТБМО В. А. Тарлыков, доцент кафедры ВТ А. Е. Платунов.

– Владимир Николаевич, спасибо за ответы. Надеемся, что коллектив нашего университета успешно справится с этой масштабной программой.

От редакции газеты:
Начиная со следующего номера в газете будет введена рубрика Приоритетный национальный проект «Образование». В ней предполагается публиковать информацию о ходе выполнения Проекта, печатать предложения и отклики читателей на эти материалы.

e2dec94c