Интервью номера Маршрут предпринимателей
В одном из самых значимых российских конкурсов стартапов в области IT – Generation S – победил проект VeeRoute. Программа предпринимателей из Университета ИТМО Владислава и Михаила Кудиновых позволяет выстроить оптимальный маршрут для транспорта. Идея пришла организаторам год назад, когда они решили создать сервис по доставке еды и столкнулись с тем, что никто не предоставляет актуальных решений в области оптимизации транспортной логистики. В интервью газете Михаил КУДИНОВ рассказал о том, как запустить успешный стартап.
– Эксперты на конкурсе высоко оценили ваши инновационные решения в области управления автотранспортом и алгоритмы, позволяющие строить маршруты в реальном времени. Как вам удалось добиться такого результата?
– Огромную роль сыграло то, что я учился в Университете ИТМО на факультете ИТИП, на кафедре Владимира Парфенова «Информационные системы». Мой брат Владислав учился на Матмехе СПбГУ, и мы пригласили для участия в проекте лучших программистов, чтобы решить эту нетривиальную транспортную задачу. Мы верим, что в течение полутора лет сможем сделать продукт, который станет конкурентоспособным на мировом рынке.
– Чем ваш проект выделяется перед конкурентами?
– По скорости работы алгоритмов мы лучше конкурентов на порядок, а по качеству – на 20–30%. Это гигантская цифра для бизнеса. В Европе все бьются за доли процентов по оптимизации. К сожалению, в глобальном рейтинге качества логистики в стране Россия находится на 90 месте. Но программисты у нас лучшие. Не хватает предпринимателей, то есть тех людей, которые готовы рискнуть всем, что у них есть, и сделать продукт.
– Вы уверены, что ваш продукт будет востребован на рынке?
– Потенциально у нас есть перспективы к развитию масштабного бизнеса: только в России 3,5 миллионов грузовиков. Все они требуют систем оптимизации транспорта. Например, расход топлива у «Камазов» на порядок выше, чем у обычных автомобилей, и лишние 100 км для них обойдутся не в 10 л бензина, как у легковушки, а в 100 л. У некоторых наших клиентов есть автопарк на 6 000 грузовиков. Проект VeeRoute позволит им сэкономить десятки и сотни миллионов рублей в месяц.
– Какую роль в запуске бизнеса сыграл Университет ИТМО?
– Последние три года я был заместителем директора Бизнес-инкубатора ИТМО и получил опыт по запуску проектов с нуля. Сейчас мы продолжаем общаться с ректором Университета Владимиром Васильевым и сотрудниками кафедры Владимира Парфенова, приглашаем оттуда студентов, чтобы они решали интересные алгоритмические задачи. За работу предусмотрена оплата. Мы хотим продолжать сотрудничество с университетом.
– Вы руководили десятками стартапов, а теперь сами оказались в роли подопечных, не скучаете по старым временам?
– Это логичный цикл: сначала ты пытаешься сам что-то создавать, получаешь опыт, приходишь в университет и передаешь знания другим. Таким образом, ты систематизируешь информацию и снова уходишь в работу над новым проектом. Возможно, лет через пять мы сможем довести VeeRoute до должного уровня: выйдем на IPO (первичное публичное предложение – прим. ред.) или продадим его за несколько сот миллионов долларов. Тогда можно будет вернуться в университет и продолжить читать лекции.
– Какими качествами должен обладать предприниматель?
– Важно, чтобы у вас горели глаза. Над вами многие могут смеяться, но на большой дистанции они все равно будут завидовать, потому что это интересная, хоть и нелегкая жизнь. Я не знаю ни одного предпринимателя в России, который бы не пережил «кассовый разрыв»: когда в компании закончились деньги, а нужно платить зарплату сотрудникам. Значит, это будут кредитные деньги, которые не всегда дают, или, скорее всего, ваши личные средства. Придется продать машину, заложить квартиру. Это нелегко, но это того стоит.
– Вы несколько лет были ментором в стартап-школе SumIT. Что будет дальше с этим проектом?
– Мы вырастили новое поколение тех, кто поможет нам продолжить организацию школы. Так что работа над проектом не прекращается. Программа SumIT доступна любому студенту. Это прекрасная возможность за два месяца попробовать себя в предпринимательстве. В Петербурге лучшего проекта однозначно нет.