Выходит с 1931 года

Университет XXI века Глобализация образования

Советник министра образования и науки России, профессор Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Волков 5 декабря посетил Университет ИТМО. В рамках визита он обсудил с сотрудниками вуза проект «5 в 100». Участие в программе позволяет выйти на новый уровень образования. Скоро все лекции можно будет прослушать в видеоформате, а учебные заведения будут обмениваться профессорами для проведения занятий и исследований.

В.Н. Васильев на встрече с Андреем Волковым

Вначале встречи Андрей Волков четко обозначил рамки беседы: никаких разговоров о показателях и цифрах. Он приехал для того, чтобы узнать, как вуз реализует программу, с какими трудностями сталкивается, и, самое главное, как он себя позиционирует. Во время доклада «Университет. Контексты и проблемы развития» советник министра напомнил историю зарождения проекта «5 в 100» в России. Также он рассказал, что следует ожидать к концу первого раунда, который намечен на 2020 год. По мнению советника, к установленному сроку желаемых результатов достичь не удастся. Для серьезных преобразований требуется немало времени.

Однако определенные улучшения можно наблюдать уже сегодня: рост публикаций в журналах, индексируемых Scopus и Web of science, создание передовых лабораторий, привлечение в университеты профессионального менеджмента. Не обошлось и без трудностей. По словам Андрея Волкова, некоторые вузы, разработав слишком амбициозные дорожные карты, ведут имитационную активность. Еще одним препятствием к переходу университетов на мировой уровень является нестабильность финансирования. Это ведет к невозможности долгосрочного планирования работы над проектами.

Важным моментом стало обсуждение роли профессорско-преподавательского состава в новой системе образования. По мнению Андрея Волкова, сейчас мы стремительно движемся к этапу, когда работа толкового профессора будет похожа на работу футболиста. Его рабочая книжка будет лежать в одном университете, но преподавать он будет в разных концах земного шара. Конкуренции за таланты не избежать. Касается это не только учителей, но и учеников.

Уже сейчас в мире происходит глобализация высшего образования: сотни магистерских программ на английском в разных странах, учеба студентов в зарубежных вузах, обмен профессорами и широкое распространение таких образовательных онлайн-проектов, как Coursera и EdX. Последние играют особо важную роль. Совсем скоро все обучение студенты будут проходить самостоятельно, пользуясь онлайн-ресурсами. Занятия с преподавателем один на один станут дорогостоящими. Следовательно, тратить его время на чтение лекций будет непозволительной роскошью. Пройдя все видеоуроки и овладев материалом, студент сможет прийти к профессору и обсудить с ним интересующие вопросы.

Особый акцент советник министра сделал на том, что каждый университет в ходе реализации программы «5 в 100» должен стать уникальным. Подобные проекты уже доказали эффективность во Франции, Германии, Японии и других странах. «Мы можем что-то почерпнуть у зарубежных коллег, но полностью пройти их путь никак нельзя. У нас разные социальные, экономические, географические условия. Даже два вуза в пределах одного города не смогут развиваться одинаково», – отметил Андрей Волков.

В конце встречи сотрудники Университета ИТМО поинтересовались у советника, каким он видит наш вуз. Андрей Волков признался, что не может ответить на этот вопрос, так как посещает университет впервые. Но отметил, что прогулявшись по коридорам и увидев результаты проведенного ребрендинга, считает курс, взятый руководством Университета ИТМО правильным.

e2dec94c