Выходит с 1931 года

Расширяем горизонты Модели разума

Карла Ганнис «Бегущие»

На площадке Образовательного центра Государственного Эрмитажа с 27 ноября по 2 декабря прошел IX международный фестиваль медиа­искусства «Киберфест». Корреспондент газеты «Мегабайт» Тамара БЕСЕДИНА узнала, как художникам, дизайнерам, музыкантам удается сочетать искусство и инновационные технологии.
 
Тема прошедшего фестиваля – «Модели разума». «Киберфест» традиционно проводится в Нью-Йорке, Лондоне, Москве, Берлине, Вильнюсе, а в этом году еще и в Боготе. На фестивальной выставке в Петербурге были представлены проекты современных российских и зарубежных художников в области видео- и саунд-арта. Помимо выставки в программу «Киберфеста» были включены лекции и мастер-классы.
Открытие фестиваля ознаменовалось музыкальным перформансом Энта Дикинсона, саунд-дизайнера из Северного Уэльса. Для звукоизв­лечения он использует нетрадиционные приспособления в сочетании с инструментальной импровизацией и цифровыми технологиями. В этот раз музыкант представил зрителям композицию на фортепиано, которая сопровождала видеоряд «Ничего нового». На экране появились холмы и среди них «умирающее» фортепиано. Сначала льется чистая музыка, но вдруг сквозь нее начинает прорезываться странный скрежет. Это треск, с которым рвутся струны инструмента: чья-то безжалостная рука разрезает их одну за другой. Дальше в дело идет молоток, дрель и даже пила! Остатки фортепиано содрогаются от ударов кувалды. Но, как ни странно, эти резкие звуки врываются в мелодию и превращают ее во что-то совершенно новое, живое. 
Работу «Бегущие» представила художница Карла Ганнис. На одном из экранов видим двух бегущих девушек, принадлежащих к альтернативным, накладывающимся друг на друга реальностям: настоящей и виртуальной. Карла попыталась передать насколько эфемерная девушка может быть идеальна, сильна и быстра. С таким существом трудно соревноваться человеку со всеми его изъянами и слабостями. Однако прелесть реальной жизни как раз и заключается в ее неидеальности.
В рамках фестиваля в пространстве 
«Тайга» прошел концерт Сергея Комарова и Алексея Грачева под наз­ванием «Субъективизация звука». Ребята давно занимаются синтезом различных звуков, сами конструируют и собирают элект­ронные музыкальные инструменты и разрабатывают специальные программы для создания музыки. Перед тем как представить произведения, они поделились со слушателями секретами создания композиций и рассказали немного об истории синтезаторов. «Музыка Сергея – объемная, насыщенная, – говорит Анна, специалист по урбанистике. – Я просто закрыла глаза и расслабилась. Получилось что-то вроде медитации. Также произвело неизгладимое впечатление сочетание низких и высоких частот».
Интересен контраст: чтобы пройти на выставку «Киберфеста», состоящую всего из десятка инс­талляций, нужно миновать залы и коридоры Эрмитажа. На пути встречаются полотна живописцев ХIX века, старинные сабли и пис­толеты, скульптуры, сверкающие драгоценными камнями шкатулки и вазы. А потом ты попадаешь в мир современного искусства. 
Конечно, представленным на фестивале работам еще далеко до красоты, пережившей века. Однако участники «Киберфеста» с каждым годом приближаются к созданию поистине глубоких, социальных и художественно оправданных проектов.
e2dec94c