Выходит с 1931 года

Винегрет Перерыть все вопросы

Выставочный зал

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…» Стоп, это же другой текст. Вот как надо. В начале января, в чрезвычайно холодное время в Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского открылась выставка, приуроченная к 150-летию романа «Преступление и наказание», узнаваемый зачин которого сам подсказал первые строки этой статьи. 
 
Временная экспозиция погружает посетителей в мир студента Родиона Раскольникова, раскрывает основные вопросы и лейтмотивы романа. На основе истории одного преступления – убийства студентом Раскольниковым старухи-процентщицы – Достоевский обращается к важнейшим проблемам человеческого существования: границы свободы, право на насилие во имя благих целей, цена жизни одного человека. 
«Показать сложность, глубину этого романа – вот главная задача, которая перед нами стояла, – уточняет директор музея Наталья Ашимбаева. – Мы долго искали название, и потом поняли, что лучше всего подходят слова самого Федора Михайловича, взятые из его черновиков: “Перерыть все воп­росы в этом романе”». 
Выставка построена как многоплановый историко-литературный комментарий. «Преступление и наказание» – самый петербургский роман: город живет вместе с героями, и его «настроение» очень тонко описывается пейзажами, домами и улицами. Поэтому неслучайно, что первый пласт – это образы Петербурга XIX столетия, созданные художником Борисом Геннадиевичем Костыговым, который неоднократно обращался к тексту произведения и воссоздавал безвозвратно утраченный облик города. Над ним возвышается текст романа, полностью воспроизведенный по периметру стен зала: можно освежить школьные воспоминания и прочитать роман целиком, или обратить внимание на выделенные фрагменты, большинство из которых связаны 
с иллюстрациями, книгами, рукописями, документами, помещенными над текстом: тут и «желтый билет», по которому, как и все проститутки XIX века, жила Соня Мармеладова, и «радужная» купюра, которую Лужин подбросил ей, после чего обвинил в воровстве. «Материальная сторона жизни подсвечена духовной, – продолжает Наталья Туймебаевна, – для этого здесь представлены иконы, репродукции шедевров мировой живописи». 
В экспозии использованы не только иллюстрации художников разных эпох, также транслируются отрывки из экранизаций «Преступления и наказания», которые демонстрируют, как идеи Достоевского воспринимаются нашими современниками.
Творческая группа во главе с президентом Российского общества Достоевского, заместителем директора музея Борисом Тихомировым проделала колоссальную работу. Благодаря чему до конца марта у вас еще есть возможность посетить уникальную, завораживающую выставку. Несмотря на то что она занимает всего одну комнату, сотрудникам музея действительно удалось «перерыть все вопросы в этом романе». 
Владислава НИКОЛАЕВА, гр. P4137

e2dec94c