Выходит с 1931 года

Инновации в образовании Изобретая будущее

Школьники из России, Украины, Беларуси, Казахстана представили на суд жюри результаты исследований в области математики, программирования, физики, техники, биологии, экологии и химии. Руководили начинающими учеными опытные наставники, большинство из них – преподаватели вузов.
Выставочная площадка разделена на тематические сектора, и первые же слайды стендов подскажут, к какой области знаний относится разработка. Подхожу к одной из делегаций: «Ребята, расскажете про свой проект?» В ответ участники, как пионеры, принимают торжественную позу вещателя и начинают с невероятным энтузиазмом описывать свое изобретение. 
«Пожары наносят серьезнейший ущерб. Московский смог в 2010 году заставил меня всерьез задуматься над проблемой горения торфяников, – рассказывает ученик шестого класса Богдан Алексеев. – Я разработал свой способ борьбы с пожарами на ранних этапах возгорания. Если по периметру торфяных болот расположить металлические трубы и датчики задымления с температурой распознавания свыше 50 градусов (температура горения торфа – прим. ред.), то по “приказу” датчиков из резервуаров будет поступать вода на очаги возгорания». Юноша наглядно демонстрирует идею на макете: подносит к датчикам фен, и через некоторое время из «резервуара» – пластиковой бутылки – по «трубам» бежит вода и мгновенно тушит смоделированный участок торфяника.
Глаза разбегаются от обилия умных слов: «Система голосового управления», «Мобильный робот с интеллектуальным зрением», «Система отслеживания ночных приступов эпилепсии». Большинство проектов выполнены учениками старшей школы, которые уже всерьез задумываются о поступлении в вуз. Однако автором стенда «Обучающая программа “Угадай слово”», собравшего большую группу любопытствующих, оказывается самый юный участник – четвероклассник Денис Лаврушин. В прошлом году он разработал программу-приложение для игры «Виселица», а в этот раз доработал ее графически и добавил связь с сервером и базой данных. Так учащиеся смогут удаленно осваивать новые слова на английском языке, а данные о прохождении уровней отобразятся у преподавателя в журнале. 
«Наибольший интерес у меня выз­вал проект белорусских школьников: они разработали сайт с достопримечательностями крупных городов и уже активно используют его в повседневной жизни, – делится впечатлениями аспирант Университета ИТМО Сергей Козаков. – Конечно, идея не нова, но важно, что работа имеет прикладное значение, а не летает в воздухе». 
На что способен современный подросток? Ответ дает функционирующая параллельно выставке площадка для общения школьников с молодыми учеными и руководителями инновационных компаний – «Пространство интеллектуального притяжения». У юных исследователей есть возможность не только поделиться своими идеями с единомышленниками, но и проконсультироваться у представителей компаний о возможности реализации проекта. 
Организаторы в лице Университета ИТМО, Фонда поддержки молодых ученых «Время науки» и АНО «Мир науки» отмечают, что Балтийский научно-инженерный конкурс – это российский этап Всемирного соревнования научных и инженерных дос­тижений школьников Intel ISEF, финал которого состоится в США в мае 2016 года. 
Владислава НИКОЛАЕВА, гр.Р4137 
e2dec94c