Выходит с 1931 года

Мегабайты науки Вагончик тронется

Первое ощущение – я в другом измерении.

Второе – поняла, я просто на съемках фильма «Интерстеллар».

Третье – я в диспетчерской Центра управления перевозками Октябрьской железной дороги.
 
ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН
– На этом табло контролируется движение поездов, следующих по направлению Санкт-Петербург – Москва. Какие составы сейчас едут, на каком участке станции они находятся и так далее, – указывая на экран, говорит Владимир Павлов, заместитель начальника диспетчерского центра управления перевозками. – Видно даже, в какую сторону идет поезд и на каком пути стоит. На стене упрощенная схема, у диспетчеров же она более подробная для того, чтобы не упустить важные детали.
У разных составов – пассажирских, пригородных, грузовых – разные режимы движения. Чтобы правильно управлять поездом, нужно знать все особенности, для этого за каждым видом закреплен определенный цвет.
 
ЗАЧЕМ ТАК МНОГО?
У офисного менеджера обычно один, максимум два монитора, а у диспетчера их сразу шесть. На компьютерах установлены программы, каждая из которых выполняет определенную функцию. Два монитора ДЦ – диспетчерский центр – отвечают за управление движением. Два монитора ГИД – график исполненного движения – показывают полную информацию о поезде, включая протяженность состава, его массу, тип вагонов, фамилию машиниста, номер локомотива и т. д. Два монитора ИСУЖД – интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом. Участок от Торфяного до Москвы поезда идут на «автопилоте», только на больших станциях диспетчеры «берут штурвал на себя».
 
12 ЧАСОВ СЛЕЖКИ
На работу диспетчер приходит заблаговременно. Он должен ознакомиться с поездным положением и продумать работу на ближайшие два-три часа: как развезти местные грузы, сколько потребуется поездов, есть ли дополнительные составы и какие на особом учете. Смена длится 12 часов. 
Также диспетчеры участвуют в тестировании новых устройств. Зная работу изнутри, они предлагают, как улучшить оборудование и системы. Разработчики эти замечания изучают  и делают опытные образцы. Сотрудники тестируют новые системы на тренажерном комп­лексе и, если виртуальные испытания проходят успешно, новинки отправляются в работу. Тестирование проходит на менее загруженных участках – все предусмотреть нельзя.
– В одном месте ходят Сапсаны, в другом нет, здесь есть электропоезда и пригородные, а здесь нет. А требования у них совершенно разные: есть особенности пропуска поездов.
 
ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ
Чтобы стать диспетчером, нужно отработать два года дежурным по станции не ниже второго класса (всего классов пять) и иметь высшее образование. 
– Я сам был дежурным стрелочного поста, а вот уже и заканчиваю работать скоро, – улыбается Владимир Николаевич. – Начинать нужно с низших должностей, потому что, не зная работы дежурного по станции, поездному диспетчеру будет сложно. Дежурный по станции, диспетчер, начальник станции и потом руководитель – и так по лестнице вверх.
Прежде всего человек должен быть стрессоустойчивым, так как каждый день от него зависят жизни людей. Женщин и мужчин в диспетчерской почти равное количество, разница лишь в том, что мужчины работают на более напряженных участках.
 
ОТДЫХ ПО РАСПИСАНИЮ
Чтобы диспетчеры могли психологически восстановиться после тяжелой смены, оборудована реабилитационная комната. В ней три массажных кресла: четыре 
программы по 15 минут – для плеч, спины, ног. Есть и мультимедийный комплекс, где можно посмотреть фильмы, прослушать музыкальную программу. Еще – увлажнитель воздуха, светомузыка, устройство «БОС». С помощью него человек через датчик получает информацию о минимальных изменениях физиологических показателей, связанных с эмоциональным фоном: мышечного напряжения, температуры тела, давления. Задача работника – корректировать свое внутреннее состояние. Такая тренировка помогает приобрести и развить навыки направленной саморегуляции. Диспетчеры и другие сотрудники могут прийти не только ради тренажеров, но и ради приятного разговора за кружкой чая или кофе.
В работе диспетчера – много сложностей, напряжение – постоянное. Но, как и программы управления поездами, трудовой распорядок диспетчера продуман до мелочей. Вне­штатные ситуации разрешаются через радиосвязь, напряжение снимается на реабилитации, поезда приходят в определенное время в назначенное место, на табло загорается лампочка, и диспетчер видит, что все в порядке. Миссия выполнена. 
Мария МАТВЕЙЧУК

e2dec94c