Выходит с 1931 года

Мегабайты науки Познавательное судостроение

 

Вот уже третий год рядом с яхт-клубом «Геркулес» слышится стук топоров, визг пил и… пушечные выстрелы. Здесь ведется реконструкция «Полтавы» – первого полноценного линейного корабля Балтийского флота, построенного на Адмиралтейских верфях. «Мегабайт» в силу непреодолимой любви к морской тематике отправился в Лахту и прикоснулся к истории, а точнее к килю воссоздаваемого корабля. 
 
До спуска на воду еще год, но на исторической верфи уже проводят экскурсии: рассказывают о корабле и о том, как его реконструируют. В век машин и механизмов, металла и нефти деревянное судостроение – экзотика, и таких верфей в мире – всего три: «Батавия» в Нидерландах, «Гермиона» во Франции и «Полтава» в России. «Эти места стали паломническими туристическим центрами, – рассказывает Оксана Роде, руководитель экскурсионно-туристического отдела “Полтавы”. – У людей появилась уникальная возможность вживую увидеть, как рождается корабль».
 
Почемучки и потомучки
Еще за сотню метров до входа на территорию замечаем высокий ангар, в котором воссоздают «Полтаву», аутентичную реплику 54-пушечного корабля Петра I. Но сначала надо зайти в деревянный домик корабельного мастера. У крыльца – спил двухсотлетнего дуба, который и руками не обхватишь, и с места так просто не сдвинешь. В гостиной – модель корабля – отправная точка путешествия во времени, здесь же можно приобрести сувениры. «Он сможет выходить в море! Но только под парусом –  никакого мотора», – рассказывает экскурсовод Юлия Зиновьева. Группа школьников внимательно слушает ее и засыпает каверзными вопросами: «А где крепилась мачта?», «Сколько весит киль?», «И как велся бой?»… Любознательные ребята спешат посмотреть, как идет строительство, постучать по мачтам, потрогать паруса и получить ответы на терзающие «почему».
 
Как все устроено
На верфи действует собственная пилорама. Обводы корабля имеют круглую форму. Для одного шпангоута (ребро корпуса) требуется 14 деталей – футоксов. А всего шпангоутов – 50! Готовый шпангоут весит 4-5 тонн. Две тысячи дубов уже превратились в корабль. Везут их со всей России: с Тулы, Саратова, с Брянска. В соседстве с дубами на «Лесной бирже» красноватые доски – лиственница, из нее будет пол и обшивка. Ангарская сосна пойдет на реи и мачты.
Сейчас весь корпус корабля в лесах, сложно что-то разглядеть. Мы заходим с носовой части и, пригибаясь, продвигаемся вдоль днища. Строительство ведется по принципу наращивания: продольные связи палубы, внутренняя и наружная обшивка, набор палубы, настил. После близкого знакомства с корпусом, поднимаемся на галерею. С высоты кажется, что корабль не так велик, но Юлия напоминает, что корпус полностью сформирован только до уровня первой палубы. 
Рядом с кораблем замечаем шлюпку, но она точно не для «Полтавы» – великовата. «На верфь для реставрации привезли шлюпки с крейсера “Аврора”», – поясняет Юлия.
В петровские времена над кораблем трудились триста человек, сегодня – сто двадцать. Пилы, краны, машины, погрузчики – современная техника помогает строителям и облегчает работу с тяжелыми деталями.
 
Поднять (и сшить) паруса
В отдельной мастерской делают мачты. Раньше они были цельными, но трескались и часто ломались. Сейчас восемь ламелей собирают, как конструктор, в замок, направляя волокнами в разные стороны, и склеивают между собой, затем острые углы спиливают рубанком. Получается прочная полая внутри мачта, что увеличивает срок ее службы и облегчает. В этой же мастерской будут делать весь такелаж для «Полтавы», а это сто километров канатов!
На втором этаже шьют паруса, их будет десять общей площадью 1105 квадратных метров. Пол, по которому все ходят, – это стол, а вдоль стены есть углубление, в которое встает мастер, чтобы раскроить парус и сшить детали. Триста лет назад они были из льна. Новые паруса шьют из ткани Duradon, имитирующей натуральную, но более прочной. Шьют вручную: тут без сноровки и гардамана – специального наперстка – не обойтись. Парусным мастерам под силу даже ведро сшить, правда, только для такелажника, с карманчиками под инструменты.
 
По ту сторону
Строительство началось с того, что конструкторы по крупицам собирали информацию о «Полтаве»: не сохранилось ни одного достоверного ее чертежа или полного описания. Главный конструктор Олег Коробкин рассказывает, что сначала был только чертеж мидель-шпангоута корабля, похожего на «Полтаву». 
Затем историки, анализируя переписку Петра с одним из строителей – Федосеем Скляевым, смогли извлечь данные по геометрии и конструкции корпуса. Исторические изыскания ведутся и сейчас. До сих пор приходится вносить коррективы в проект: «Чем дольше я строю этот корабль, тем меньше я понимаю, как это делали предки! Когда я вижу, что при помощи современных электро- и бензоинструментов строители обрабатывают детали весом более полутоны, ставят их на место с помощью тельфера и у них не сразу получается, то спрашиваю себя: а как же справлялись раньше!? У них были только топор, пила и рычаг. Как и чем, например, они могли просверлить отверстие в дереве длиной три метра?»
Спуск «Полтавы» на воду запланирован на май 2017 года, затем пройдут достроечные работы, оснащение внутреннего убранства. «Корабль станет центром музейного комплекса петровского кораблестроения», – говорит Оксана Роде. Когда зарождалась идея экскурсионного центра «Верфи исторического судостроения «Полтава», основатели предпологали, что заинтересуют, в первую очередь, школьников и подрастающее поколение, а сейчас в Лахту на огромных автобусах приезжают люди всех возрастов, с азартом участвуют в мастер-классах и восхищаются умельцами петровских времен.
e2dec94c