Выходит с 1931 года

Мнения Акцент на оценивание и самостоятельность

На страницах октябрьского номера газеты университета довольно широко обсуждалась проблема оценивания результатов обучения на основе балльно-рейтинговой системы (БаРС), принятой в университете в апреле 2008 г. В дискуссии приняли участие преподаватели и студенты, которые с разных позиций дали оценку новым технологиям обучения.

При всем различии этих оценок была признана перспективность внедрения БаРС как основы для разработки и развития инновационных технологий, обеспечивающих повышение качества учебного процесса. Следует сразу определить, что система БаРС направлена на регулярный контроль по каждому семестру персональных результатов обучения – усвоенных знаний, умений, навыков (ЗУН) и развития личностных качеств студентов. Система позволяет оценивать текущий уровень результатов и степень их «приращения» во времени, характеризующих «обучаемость» студентов и эффективность учебного процесса, а также использовать результаты для управления качеством процесса.

БаРС как компонент технологической триады учебного процесса (преподавание, обучение и оценивание) относится к компетентностно-ориентированной системе обучения. Эта система направлена на достижение результатов обучения в виде способности и готовности обучающегося (выпускника) применять знания, умения и личностные качества (компетенции) в процессе определенных видов деятельности. Адекватно этой системе обучения должны быть организованы и другие технологические компоненты – преподавание и обучение. Они должны базироваться на активном развитии самостоятельной работы студента, внедрении новых форм организации учебного процесса и видов образовательных технологий (информационных, деловых игр, проектных и др.)

Можно назвать системной ошибкой применение БаРС в традиционной «знаниевой» системе обучения, когда студентов учат, а не когда они учатся. Результаты такой системы обучения задаются в виде требований к знаниям, контроль которых производится одномоментно в период промежуточной аттестации (зачетно-экзаменационной сессии). По результатам сессии и судят об успеваемости. Контроль текущей успеваемости при этом возлагается на кафедры. Он носит непрозрачный и фрагментарный характер и слабо связан с результатами сессии. Реально технологии преподавания и обучения в этой системе базируются на аудиторной работе студентов, в которой преобладают лекции, семинары, практические занятия и т. п.

В университете переход на компетентностно-ориентированную систему обучения (заданную в ФГОС ВПО нового поколения) был обоснованно начат с разработки и внедрения новых технологий оценивания результатов обучения в форме БаРС. Эта система неразрывно связана с совершенствованием и разработкой новых технологий преподавания и обучения, в первую очередь на основе развития педагогических и информационных технологий.

Обязательным условием успешного перехода на новую систему подготовки является активизация и включение в учебный процесс самостоятельной работы студента, без которой достижение планируемых в БаРС результатов обучения становится невозможным. Поэтому применение БаРС с опорой только на аудиторную работу студента не может дать положительных результатов и повышения уровня подготовки (знаний, умений и личностных качеств). Эффективность внедрения БаРС требует системного пересмотра и адекватного решения целого спектра проблем, включающих методологические, учебно-методические, административные, организационные, финансовые, мотивационные и др.

Соглашаясь с рядом общих тезисов заведующей кафедрой культурологии Н.Н. Фоминой, обращаю внимание на необходимость развития и включения в учебный процесс самостоятельной работы студентов. Тяга к жесткой регламентации учебного процесса на принципах административной системы прошлых времен вряд ли будет сегодня эффективной. Тем более что эта кафедра самостоятельно регламентирует и «настраивает» свой учебный процесс в общих требованиях университета (нормы БаРС, календарный график, расписание занятий и др.).

Что касается того, что за БаРС отвечает много людей, но получается так, что «у семи нянек дитя без глаза», то, к сожалению, с этим приходится согласиться. Главная причина этого состоит в том, что практически все участники системы (студенты, преподаватели, кураторы и др.) не исполняют полностью своих функций (положение о БаРС).

Невозможно не отреагировать на замечания преподавателей, касающиеся психолого-педагогического климата в образовательной среде университета: «Присутствие нездорового ажиотажа в студенческой среде; нацеленность на баллы, а не знания и т. п.». Действительно при использовании БаРС, как ни при какой другой системе оценивания, обязательным является условие создания взаимоуважительной, доброжелательной атмосферы между преподавателями и студентами, способствующей достижению результатов обучения и компетенций как их общей цели.

Получение результатов обучения в установленное время, рейтингование студентов создают конкурентно-мотивационную образовательную среду, которую необходимо поддерживать, а не видеть в ней «среду нездорового ажиотажа студентов». Желание студента получить качественную оценку в период сессии было всегда. В БаРС (через баллы) это желание при участии преподавателей должно распространиться на весь период обучения. Необходимо развитие и других мотивационных стимулов у студентов и преподавателей, включающих финансовые, моральные и др.

Мнения студентов о БаРС противоречивы, о ней высказываются даже те, кто не участвует в системе. Основным недостатком называется трудность совмещения БаРС и работы. При этом даже говорится, что если не работать, то БаРС окажется «милым и пушистым». По поводу этого вопроса, думается, надо сначала найти оптимальное соотношение между учебой и работой. Кстати, такое соотношение уже давно определено в зарубежных вузах, где работает много студентов, но, как правило, в свободное от учебы время.

Практика показывает, что студенты, которые действительно материально нуждаются и/или желают работать по профилю подготовки, способны грамотно организовать свою учебу и успешно совмещают ее с работой. Если у студента все же возникают проблемы с таким совмещением, то можно получить разрешение на индивидуальный график обучения. Следует признать справедливым замечание студентов о задержке выставления баллов, и это преподавателям необходимо исправлять.

Таким образом, опыт применения БаРС позволяет выявить организационные, учебно-методические, технологические, психологические и другие проблемы, препятствующие повышению качества учебного процесса в университете. Наиболее остро на практике проявляется проблема «недобора» значительным контингентом студентов балльных порогов (текущих, рубежных), установленных преподавателями по дисциплинам. Это позволяет говорить о текущей неуспеваемости и низком качестве учебного процесса.

Причины здесь в первую очередь связаны с учебно-методическими и психологическими проблемами, обусловленными неправильным (завышенным) проектированием текущих результатов (ЗУН) по дисциплине на некоторого «типового» студента, несоответствующего действительности. По теории педагогической квалиметрии систему и средства контроля результатов обучения (ЗУНов) необходимо настраивать на «типового» студента реальной студенческой среды, выявленного в ходе статистической обработки результатов. Безусловно, такая настройка должна проводиться в разумных пределах, не допуская резкого снижения качества обучения.

Развитие и адаптация БаРС требует сегодня введения дополнительных критериев оценки полученных результатов в точках текущего и рубежного контроля. Эти критерии позволят определить эффективность персонального участия преподавателей по внедрению и применению системы в учебном процессе. Сама процедура введения БаРС, прежде всего на старших курсах, также требует своего изменения. На первом этапе возможно добровольное участие кафедр с учетом их готовности.

С другой стороны, необходимо искать и внедрять новые технологии и формы обучения и преподавания, возможные пути «доучивания» студентов, особенно первого курса. Проводить их «сортировку» по группам сообразно подготовке, вести работу по психологической адаптации и пр.

Представляется целесообразным на основании анализа текущей успеваемости по БаРС провести экспертизу текущего учебно-методического обеспечения ряда дисциплин первого курса, оценить обоснованность уровня планируемых результатов и соответствие их трудоемкости технологиям обучения, средствам и методикам контроля и пр. Данная экспертиза должна иметь своей главной целью оказание учебно-методической поддержки кафедрам для грамотного применения БаРС и совершенствования учебного процесса.

Решение комплекса учебных проблем, связанных с эффективностью внедрения БаРС, является одним из конкретных видов деятельности преподавателей по повышению их профессиональной квалификации и интенсивности работы. Решение этих задач позволит повысить качество подготовки выпускников и подтвердить установленную для вуза категорию «национальный исследовательский университет».

e2dec94c