Выходит с 1931 года

В ученом совете университета К творчеству и созиданию!

(по материалам доклада ректора университета В. Н. Васильева на расширенном заседании Ученого совета в августе 2006 г.)

Большинство задач, которые ставились на прошедший учебный год, выполнены. Университет занимал активную, конструктивную позицию как в развитии высшей школы России, так и во внутривузовском совершенствовании учебного, научного, инновационного процессов. Эта позиция позволила сохранить статус университета как одного из ведущих вузов страны.

В 2006 г. к университету присоеденены ЛИМТУ, Вузтелекомцентр и межотраслевой институт повышения квалификации.

Проведена большая работа по созданию исследовательского университета на основе интеграции с ВНЦ «ГОИ им. С. И. Вавилова». Около ста научных сотрудников ГОИ влились в состав университета. С 1 января 2006 г. организовано отдельное структурное подразделение – Центр информационных оптических технологий. Интеграция проходит успешно, благодаря сотрудникам Центра, факультета фотоники и оптоинформатики, научно-исследовательской части университета.

К важным структурным изменениям относится присоединение к нашему университету, в соответствии с решением ПравительстваРоссийской Федерации, ЛИМТУ, Вузтелекомцентра и института повышения квалификации. В частности, на ЛИМТУ мы возлагаем значительные надежды по увеличению образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования. Надеемся, что произойдет диффузия профессорско-преподавательского состава, реализующего основные и дополнительные образовательные программы.

Постоянное внимание Ученый совет и ректорат уделяли содержанию и организации учебного процесса. Основным вектором этого направления является Болонский процесс, полноправным участником которого мы должны стать в 2010 г., и за оставшееся время нам предстоит сделать очень много. Это – переход на предметно зачетную систему единиц, что предполагает модульность построения учебного процесса, изменение текущей, промежуточной и итоговой аттестаций, изменение структуры оценок и документов, создание системы реальной мобильности студентов и преподавателей, сопоставимости учебных программ и многое другое.

Прошедший год показал, что требуется серьезная модернизация контроля графика выполнения студентами учебного процесса со стороны деканатов и выпускающих кафедр. К сожалению, деканаты включаются в процесс контроля только во время проведения сессии.

Но очевидно, что работа со студентами не ограничивается только контролем за их успеваемостью. Очень важна воспитательная составляющая через привлечение самих студентов к активной жизненной позиции. Развитие студенческого самоуправления, поддержанного Ученым советом университета, научит студентов работать в команде, овладевать коммуникативными навыками, повысит их ответственность, воспитает дисциплину и терпимость.

Подавляющее большинство наших студентов имеют активную жизненную позицию, и при незначительной помощи со стороны преподавателей и сотрудников добиваются успехов по различным направлениям. Так, в 20006 г. они завоевали наибольшее число золотых медалей среди питерских вузов на всероссийской выставке «НТТМ – 2006», они являются победителями и призерами всероссийского конкурса на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу, победителями городского конкурса на лучшую дипломную работу по заказу Правительства Санкт-Петербурга, финалистами творческого конкурса «Артстудия» и многих других.

Ученый совет и ректорат университета в последние годы всегда с опережением реагировали на возможные изменения во внешней среде, на предсказание путей развития высшей школы, приоритетных направлений науки, техники и технологий, на институциональные изменения. В последний год активно развивается идея по созданию и развитию инновационной экономики в нашей стране, а инновации являются отличительной особенностью нашего университета. Достаточно вспомнить развитие информационно-коммуникационных технологий, подготовку одаренных школьников и студентов, создание инновационно-технологического центра. В августе мы выиграли всероссийский конкурс по созданию студенческого инкубатора и получили грант в размере 25 млн. рублей.

Итоги приема на первый курс показывают, что нам необходима корректировка и серьезная модернизация системы довузовской подготовки. Хочу отметить, что контрольные цифры приема в этом году нам удалось сохранить на уровне прошлого года – 1050 мест.

В наступившем учебном году нам предстоит процедура выбора ректора на следующий срок. Это важное событие для всего университета. Мы должны дать оценку работы ректората, Ученого совета и всего коллектива за прошедшие пять лет. И, конечно, самое главное, принять программу действий на среднесрочную перспективу.

Все подразделения университета должны еще раз проанализировать свои цели и выработать мероприятия по их реализации.

Очевидно, что у нынешней администрации есть понимание миссии университета и ряд основополагающих позиций уже обсуждались на Ученом совете. Вместе с тем представляется крайне важным синхронизировать цели, задачи и программу мероприятий университета в целом с факультетами и кафедрами. Все подразделения университета должны еще раз проанализировать свои цели, и выработать мероприятия по их реализации. Мы прекрасно понимаем, что это является сложным, трудоемким процессом, основанным на анализе рынка, на прогнозе, на форсайте. Но без четкого представления путей развития подразделений невозможно объяснить студентам, аспирантам, сотрудникам их будущее позиционирование.

Надеюсь, что Ученый совет университета поддержит мое предложение заслушать планы развития факультетов, а на факультетских советах будут рассмотрены планы развития кафедр, которые должны ответить на три простых вопроса: что? почему? и как?

В основе нашего развития лежит ключевое слово «конкурентоспособность». Конкурентоспособность выпускников, образовательных программ, научных исследований, а механизм реализации – инновационный путь. Именно в этом ключе планы должны наполняться конкретным содержанием.

Итоги финансово-хозяйственной деятельности университета традиционно были рассмотрены на Ученом совете в феврале и показали устойчивый и стабильный рост финансовых и экономических показателей нашего вуза.

В следующем учебном году нам необходимо решить три крупные задачи. Первая – участие и победа в конкурсе инновационных университетов, который состоится этой осенью. Как вы знаете, первый тур по отбору университетов уже прошел и победителями стали 17 вузов России с проектами, рассчитанными на полтора года. Осенью будет проходить второй тур по конкурсному отбору порядка 30 вузов со сроком выполнения проекта в два года.

У нас есть все возможности и шансы войти в число победителей. Проект рассчитан на более длительный срок, что дает нам шанс выполнить его максимально эффективно и получить значительную государственную поддержку на укрепление материально-технической базы, на создание новых курсов, на повышение квалификации преподавателей и в целом перейти на проектный подход в деятельности университета. Выполнение проекта позволит создать инновационные точки роста, которые должны стать локомотивом развития нашего вуза.

В следующем учебном году нам необходимо решить три крупные задачи.

Первая – участие и победа в конкурсе инновационных университетов, вторая – подготовка к проведению комплексной аттестации вуза, третья – продвижение университета по вхождению в Болонский процесс.

Второй задачей должна стать подготовка к проведению комплексной аттестации нашего университета, которую мы начнем в январе 2007 г. Работа начнется с самообследования и продлится не менее полугода. Так как эта процедура не нова, то кафедрам следует уже сейчас начать проверку наличия всей необходимой документации, которая определена Уставом университета, соответствующими приказами и указаниями. Это учебная, учебнометодическая и организационная документация, протоколы заседания кафедр и т. д.

Третьей задачей является существенное продвижение университета по вхождению в Болонский процесс. Эта задача требует усилий всего коллектива по многим направлениям и должна быть под усиленным контролем со стороны Ученого совета университета.

e2dec94c