Выходит с 1931 года

Мегабайты науки Полезная суббота

В Университете ИТМО 21 мая вновь проходила «Курилка Гутенберга» – лекторий, объединяющий стремящихся к познанию людей. Корреспондент «Мегабайт» Артур КУЗЬМИН узнал все о молодой науке психологии, эффекте бабочки и о самых счастливых пользователях Facebook.

 

Виталий Васянович спросил у зала: «Кто слышал о том, что психология не наука?» Магистр психологических наук явно заранее ожидал увидеть обилие поднятых рук. Рассказав, что название науки происходит от имени древнегреческой богини Психеи, и проследив развитие учения вплоть до введения в психоанализ Фрейда, Виталий объяснил, какие практические цели преследует психология, кто толкал ее вперед и как «лженаука» помогала ученым. На вопрос, почему же обыватели не считают психологию наукой, докладчик не ответил, но озвучил, кто виноват: Джордж Уостон и Иосиф Сталин. Подробнее обещал рассказать в следующей лекции.
После перерыва курс лекций продолжил кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ИПА РАН – Сергей Курдубов. Он объяснил эффект бабочки на примере движения космического аппарата в системе двух звезд. Сначала лектор предложил слушателям вспомнить школьную программу с линейными уравнениями и задачами, где тело бросают под углом к горизонту. Затем пришел черед более сложных умственных упражнений – дифференциальных уравнений первого порядка, которыми описывается такой бросок. Сергей Курдубов показал, что движение аппарата между двумя массивными объектами (необязательно звездами) будет циклично до некоторого момента. Незначительное же перераспределение массы: например, перелет бабочки с одного конца корабля на другой, ускорит его почти до скорости света. Хокинг и Мильнер в проекте Breakthrough Starshot применяют решение подобной задачи для отправки зондов к ближайшей звездной системе Альфа Центавра.
Последнюю лекцию читала Янина Ледовая – старший преподаватель кафедры общей психологии СПбГУ. Спикер рассказала о социологическом исследовании пользователей Facebook. Люди заполняли опросники, а их посты 
подвергались лингвистическому анализу. Таким образом изучались темные стороны участников, их индекс субъективного благополучия и опыт переживания насилия. Выяснилось, например, что мужчинам более присущи черты темных сторон личности, женщины счастливее мужчин, студенты оказались самыми несчастными из всех групп населения, а самыми счастливыми – пенсионеры. Связать это можно с неоднородностью аудитории и временем проведения опроса (поздняя осень). 
Янина Ледовая затронула тему использования результатов подобных исследований на практике: «Маркетологи применяют собранные данные для успешного таргетирования рекламы. Но, например, в Америке на основании моделей, построенных на основе опросника big five, пользователям показывали рекламу одного президента, но с разным содержанием, основываясь на особенностях их личности, что я считаю не допустимым».
Следующая «Курилка Гутенберга» пройдет в июне.
e2dec94c