Выходит с 1931 года

Университет XXI века Игра будет продолжена

Научно-исследовательский центр «Интеллектуальные системы управления и обработки информации» (НИЦ-1) занимается проведением исследований и подготовкой специалистов в области разработки интеллектуальных систем управления и обработки информации. Руководитель НИЦ-1 профессор А.А. БОБЦОВ подвел некоторые итоги его деятельности и рассказал о том, что «умные кровати» действительно существуют, а Game Over иногда бывает на пользу.

Ученик из ФМЛ № 239 объясняет устройство мобильного робота

– Какие направления деятельности имеют наибольшую популярность?

– Сейчас горячо обсуждаются социальные темы, такие как медицина. В нашем НИЦ исследования, связанные с автоматическим управлением и программированием роботов для их использования в медицинских целях, ведутся особенно интенсивно. Например, создание робототехнических систем для реабилитации людей, у которых есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

В «Сколково» мы совместно с Массачусетским технологическим институтом (США), Университетом Техаса в Далласе (США) и Технологическим университетом Тронхейма (Норвегия) написали проект, который также посвящен задачам робототехники в медицине: телеуправлению, управлению с помощью мозговой активности, устройствам, помогающим в реабилитации после тяжелых болезней. У наших партнеров, например, есть «умные кровати», перестраивающие конфигурацию и помогающие лежачим больным избежать пролежней.

Есть такие направления, как проектирование систем на кристалле, встроенные вычислительные системы, создание прецизионных систем траекторного слежения, информационная безопасность и т. д.

Демонстрация лабораторных разработок старшекурсников

– Какая международная деятельность ведется?

– Ряд проектов связан с оборонной промышленностью. Разработками в этой сфере мы не можем делиться с иностранными коллегами по понятным причинам. Однако традиционно несколько человек проходят стажировки в Университете Умео (Швеция), где наша задача заключается в создании софта для оборудования, которое используют в лесозаготовке (скандинавский способ рубки леса). Другой наш международный партнер – Технологический университет Тронхейма (Норвегия), где ведутся эксперименты, связанные с созданием интеллектуальных алгоритмов управления ABB роботами.

Использовав технологии зарубежных партнеров, их теоретические и практические разработки, мы хотим открыть на базе НИУ ИТМО лабораторию для решения в том числе задач форс-контроля и планирования траектории движения. Робот не самое идеальное устройство – высококвалифицированный рабочий с помощью станка просверлит необходимое отверстие точнее, чем машина. Однако робототехнические системы позволяют поставить дело на поток и упростить процедуру.

– С какими международными изданиями вы сотрудничаете?

– Некоторые профессора нашего факультета – члены редколлегий. Например, академик В.Г. Пешехонов – главный редактор журнала «Гироскопия и навигация». Также мы сотрудничаем с переводным журналом «Автоматика и телемеханика» (главный редактор – академик С.Н. Васильев). Это журналы международного уровня, попадающие в базу данных WOS и являющиеся цитируемыми. Есть и другие издания, с которыми мы работаем.

[img width="300" float="right" src="/photos/147/10_3.jpg" onclick="'147/big/10_3.jpg',900,650"]Мобильный робот, собранный из робототехнических наборов LEGO Mindstorms NXT и оснащенный ультразвуковым дальномером[/img]

– Есть ли на факультете совместные с зарубежными университетами магистерские программы?

– Сейчас совместные образовательные процессы в основном связаны с написанием дипломных проектов и кандидатских диссертаций. Вскоре мы планируем создание магистерских программ с Университетом Умео.

– Сотрудничаете ли вы с бизнес-предприятиями?

– На базе факультета действуют малые инновационные предприятия, которые были созданы не так давно. Четыре наших компании получили инвестиции от американских коллег после представления интересных проектов в области робототехники. Однако не все они имеют глубокую научную направленность.

Например, суть проекта «Рободром» в том, что любой желающий может выйти в интернет и, выбрав робота, управлять им: участвовать в гонках и боях. Социальная значимость не сильно раскрывается, однако, если играть физически реальным роботом, то в случае поражения он действительно погибает. Game Over – значит, что игра закончена. Если же вы купили робота, а потом он погиб в состязаниях, то вы его потеряли навсегда, как и деньги, которые были потрачены. Это заставляет думать. Я считаю, что эта идея может быть реализована как коммерческий продукт.

– Каким образом студентов привлекают к работе над проектами в рамках программы НИЦ?

– Заинтересовать всех студентов физически невозможно. Я читаю курс введения в специальность и стараюсь привлечь ребят нашим бизнесом (образовательная и научная деятельности – это бизнес). Далее следует отбор, после которого остаются лишь талантливые, готовые к работе студенты. В идеале профориентация начинается еще в средних учебных заведениях. В большинстве случаев в школах мы выступаем лишь тогда, когда нас об этом просят. Это не должно быть просто агитацией к поступлению в НИУ ИТМО.

– Остаются ли студенты, занимающиеся проектами в лабораториях, работать в университете после его окончания?

– Для того чтобы студенты были заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве, мы организовываем для них малые инновационные предприятия. Большинство выпускников уходит, но некоторые становятся аспирантами и участвуют в научной и коммерческой деятельности.

– Какие международные стажировки доступны студентам факультета?

– Большая часть стажировок – международные конференции, участие в которых очень престижно. На конференциях завязываются связи, коллеги обсуждают научные вопросы и инновационные проекты.

В этом году только лишь моя научная группа планирует участвовать в восьми конференциях, однако, боюсь, не все заявляемые нами доклады будут приняты. Там жесткий отбор. Есть партнеры, к которым мы приезжаем ставить эксперименты. Купив такое же оборудование, как у коллег, мы перенимаем у них опыт.

Для образовательных стажировок должны согласовываться учебные планы. Ведь, уезжая учиться за границу, студенты пропускают занятия здесь, поэтому необходимо писать индивидуальную программу обучения. Это сложно, но возможно. Действует система двух дипломов: по договоренности между научными руководителями выполняется одна работа. Я больше приветствую совместные магистерские проекты.

e2dec94c