Выходит с 1931 года

Инновации в образовании Выход на длинную дистанцию

В НИУ ИТМО, по словам проректора по учебно-методической работе профессора А.А. Шехонина, случилось «весеннее обострение» в области образования. Восемь команд, включающих преподавателей, аспирантов и студентов, взялись за разработку электронного обучения и дистанционных образовательных программ. Уже в начале следующего учебного года студенты смогут смотреть видеолекции, обучающие ролики и проходить практикумы онлайн по отдельным дисциплинам.

За работой в Центре дистанционного обучения

К созданию проекта университет подтолкнуло несколько факторов. Вуз перешел на новую модель образования с использованием компетентностного подхода к подготовке специалистов, способных работать в быстро меняющихся условиях. В настоящее время высшим учебным заведениям необходимы технологии, которые позволят выйти в глобальные информационные сети образовательных ресурсов (Массачусетский технологический институт и Гарвардский университет). Иностранные аналоги систем электронного обучения в перспективе готовы привлечь более миллиарда студентов по всему миру. «Университет должен на это отреагировать», – говорит А.А. Шехонин. Вступление России в ВТО приведет к необходимости перейти на образовательные программы и услуги мирового уровня.

Действующая система обучения статична, и ее платформа и технологии требуют развития. Необходимы новые формы взаимодействия со студентами: видеолекции, видеоролики, интерактивное общение. «Очень важно, что подобные системы обучения позволяют получать знания практически в любом месте, благодаря электронным устройствам, имеющим необходимые приложения и выход в интернет», – отмечает ректор НИУ ИТМО профессор В.Н. Васильев. Студенты смогут выполнять задания на айпаде, что позволит расширить их информационно-образовательную среду. Открытый код и свободный доступ для преподавателей и студентов облегчит им работу с платформой.

«По оценкам специалистов, к 2020 году будет особенно востребован онтологический подход к представлению информации. Эта методология интеллектуального развития пока находится на стадии зарождения, ей еще нет и двух лет. Однако мы бы хотели использовать именно онтологические принципы представления информации, создавая нашу систему электронного обучения», – объясняет ректор профессор В.Н. Васильев.

Для выработки единой концепции ее развития в 2013 году был организован конкурс пилотных проектов, презентация которых состоялась в конце марта. Конкурсная комиссия уже подвела итоги и выбрала три команды из восьми. Остальные разработки либо частично повторяли идеи отобранных проектов, либо делали упор на экономическую составляющую. «Много денег мы этим все равно не заработаем, – рассказывает А.А. Шехонин, – акцент сделан на престиж университета. Открыв курсы, мы продемонстрируем их качество, а доступность информации обеспечит международное признание».

Объединенные усилия директора ЦДО доцента кафедры КОТ Андрея Лямина, директора по развитию бизнес-инкубатора QD Дениса Нечаева и доцента кафедры проектирования и безопасности компьютерных систем Дмитрия Муромцева будут направлены на создание собственной уникальной платформы (ориентировочно к 1 сентября 2013 года), позволяющей задействовать в работе множество человек одновременно, и ее онтологической идеологии. Безусловно, с учетом уже имеющегося опыта работы системы дистанционного обучения. На это университет выделил 10 млн руб.

Однако есть у руководства и опасения насчет новой учебной программы. Западные системы устроены очень жестко. Студент знакомится с лекционным материалом, а потом выполняет задания за ограниченное количество времени. Часто ему приходится самостоятельно разбираться с нюансами, искать дополнительную информацию в справочниках. Напряжение вокруг обучения колоссальное: студент постоянно должен быть в тонусе. «Мы боимся, что высокий уровень сложности будет выбивать ребят из колеи, если они не будут достаточно мотивированы и готовы решать сложные задачи», – объясняет профессор А.А. Шехонин.

Систему электронного образования планируется построить в два этапа. Нет смысла тянуть всех студентов на четверки-пятерки. Тому, кто не справляется с дисциплиной или считает ее второстепенной, предоставят возможность освоения порогового уровня. Остальные отметки – личное дело каждого. Студенты сами будут планировать подготовку по предметам. «На западе такие курсы в основном проходят специалисты, которым необходимо продвинуться по карьерной лестнице», – рассказывает Александр Александрович.

Полностью заменить живое общение анимация не может. Преподаватели должны слышать студентов, поэтому традиционное образование останется. С приходом инновационных идей не стоит отказываться от непосредственного общения преподавателей и учащихся.

Часть лабораторных работ в новой системе можно будет проводить виртуально. Однако нужны и наглядные примеры, чтобы уметь и вручную работать с приборами. Преподаватели сами определят, какие занятия студент обязан посетить, а что сможет сделать дома. Например, если он не собирается быть химиком, то и реактивы из мензурок будет достаточно перелить на компьютере. Будущий оптик, напротив, должен больше времени проводить за реальной установкой. В таком случае можно дать в электронном виде часть материала, чтобы студент заранее готовился к лабораторной работе и использовал приборы более обдуманно.

Сейчас команде разработчиков поручено создать дорожную карту (план мероприятий системы электронного обучения). Уже в сентябре в систему планируется загрузить несколько новых курсов, которые пройдут апробацию на студентах-добровольцах. По словам ректора профессора В.Н. Васильева, учащимся будет предложено заниматься дистанционно, не посещая лекции и практические занятия (за исключением лабораторных работ). По предварительным оценкам, количество желающих составит 5–10 %. Студенты, которые продолжат заниматься по традиционной схеме, также смогут работать с новыми курсами.

Открытый доступ позволит всем желающим опробовать новую схему обучения на себе. Курсы будут публиковаться и на английском языке, что позволит привлечь внимание иностранных пользователей.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, ректор НИУ ИТМО член-корреспондент РАН:

– Сейчас у НИУ ИТМО есть все возможности для осуществления перехода на новую систему электронного обучения, главной целью которого, помимо задействования преподавателей, является обязательное вовлечение в работу над созданием курсов студентов. Поскольку система предполагается открытой, у пользователей будет возможность использования ресурсов, предоставленных не только нашим университетом, но и другими учебными заведениями.

Евгений РАСКИН, председатель АССУ:

– Сегодня студентам сложно воспринимать информацию в большом объеме. Изменить эту ситуацию невозможно – тенденция времени. В связи с этим электронное обучение должно строиться по принципу онтологических деревьев, который позволяет выбирать только необходимую информацию. Мне понравились идеи виртуальных лабораторных комплексов, видеофильмов и аудиолекций. Почти у каждого есть смартфон, с которым он не расстается. Если перевести науку и образование в формат приложений, это найдет отклик. Хорошо, что преподаватели используют презентации. Также на лекциях можно проводить научные игры и соревнования. Так у студентов появится интерес к науке.

Сергей СТАФЕЕВ, профессор, декан ЕНФ:

– Студенты должны оказывать не только технологическую помощь преподавателям, записывая видео, анимации и т. п., но и участвовать в наполнении создаваемой платформы материалами. Им будет дана возможность, используя онтологический подход, прикреплять ссылки на интересные, по их мнению, ресурсы. Также будет организовано сетевое коллективное обсуждение, своего рода краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd – «толпа» и sourcing – «использование ресурсов»). Будут объявлены конкурсы на создание образовательных флешмобов и игровых интеллектуальных ресурсов. По прогнозам специалистов, без развития массовой системы электронного обучения в перспективе университету практически невозможно будет выйти на передовые позиции.

Дмитрий МУРОМЦЕВ, доцент кафедры ПБКС:

– Я надеюсь, что из концепции нашей команды, войдет «ядро» – онтологический подход. Мы будем использовать рекомендованные мировым сообществом онтологии для физического представления информации, касающейся образования. Это должен быть открытый связанный массив сведений, с которым можно обращаться как с глобальной базой данных. Подобный подход позволит перейти от ручной работы с интернетом к использованию специальных программ, быстро добывающих необходимую информацию. В области образования эта новейшая технология получила название linked learning. Мы можем стать одними из лидеров ее развития.

Для того чтобы данные обновлялись регулярно, необходимо участие большого сообщества студентов и преподавателей из разных коллективов, городов и стран. Мы хотим формализовать результаты их общения в сети, анализируя переписку по образовательным и научным вопросам. Для этого будут использованы краудсорсинг, методы обработки языка – natural language processing (NLP) – и другие аналитические технологии, которые сейчас уже успешно работают, например в массмедиа. Понимание того, как это осуществить, у объединенной команды есть. Сейчас все находится на стадии живейшего обсуждения.

Андрей Лямин, доцент кафедры КОТ, директор ЦДО:

– Наша концепция разработана с учетом мировых тенденций развития электронного обучения и предполагает организацию платформы для создания электронных курсов и открытого онлайн-обучения прежде всего студентов и школьников. К созданию курсов будут приглашены ведущие преподаватели, а в разработке платформы смогут принять участие все желающие.

Каждый курс будет ориентирован на получение конкретных результатов обучения в соответствии с образовательными стандартами и требованиями ведущих компаний. У студентов будет выбор между традиционной и электронной технологиями обучения. Появится возможность изучать электронные курсы с опережением учебного плана. В дальнейшем планируется создание консорциума из числа ведущих российских и зарубежных университетов. Если, например, студент выполнил задания по физике на портале зарубежного вуза, в НИУ ИТМО ему зачтут прохождение этой дисциплины.

Денис НЕЧАЕВ, директор по развитию бизнес-инкубатора QD:

– При подготовки консультации за основу были взяты проекты магистрантов кафедры ТПиУИ. Провайдером контента стал проект Даниила Кравцова Rizzoma.com, который уже сейчас может похвастаться более чем 40 тысячами пользователей по всему миру, в том числе учеными ведущих университетов Франции, США и Бразилии.

Предполагается, что на базе Rizzoma будет собрана платформа, ключевой особенностью которой станет возможность контекстного обсуждения и дополнения курсов. Мы считаем, что первична не текстовая информация, а общение, результатом которого становится живая, постоянно дополняемая база знаний. Студенты и преподаватели будут дорабатывать и корректировать статьи, снабжать их примерами и ссылками. Rizzoma станет прототипом проекта, разработанного специально для НИУ ИТМО. Мы планируем открыть исходный код, и любой пользователь сможет разработать дополнительные гаджеты и модули системы.

Из проекта Smartag.tv. Алексея Соломатина, созданного при поддержке РИА «Новости», мы возьмем концепцию интерактивных видеороликов. Лекций сократятся до 2–5 минут, но они станут более емкими. В каждый ролик будут внедрены теги, нажав на которые, пользователь увидит дополнительные слои с картинками, текстом, вложенными видео. Так можно оформить не только ролики, но и схемы; превратить статичные картинки в интерактивные. Студент сможет моделировать исход лабораторного опыта, выбирая один из предложенных вариантов развития сюжета. Это передовые конкурентоспособные технологии, которые пока никем не применялись в университетских образовательных проектах.

e2dec94c