Выходит с 1931 года

Университет XXI века За тканью искусства

Занавеса нет. Еще немного и зрители усядутся прямо на сцену. Под потолком сплетаются хитрые конструкции труб. Комплекс «Александринский-2», открывший двери 15 мая, не только культурный эксперимент, но и образовательный центр. Специально для этого проекта в НИУ ИТМО была создана новая магистерская программа, на которой выпускников научат дергать за театральные ниточки, находясь перед монитором компьютера.

Новая сцена Александринского театра создана не только как площадка для постановки спектаклей, но и как образовательный центр. В здании разместились несколько сцен, медиацентр, а мастер-классы проходят даже в фойе. Везде кипит работа. Актеры латышского Национального тетра готовятся к премьере. Спектакль «Конец. Представление» отправляет зрителей то в кинозал, то за кулисы к переодевающимся героям.

Сцены-трансформеры с подъемными механизмами и раздвигающиеся задники, через которые актеры могут покинуть подмостки по-английски, созданы для полного погружения зрителей в спектакль. Они становятся участниками действия, исполнителями ролей. Система «актер – персонаж – зритель» позволяет раскрывать и по-настоящему ощущать чувства героев, а не просто «пристегиваться» к спектаклю на время.

Для образовательного центра НИУ ИТМО совместно с СПбГАТИ разработали новую магистерскую программу «Мультимедиа-технологии в искусстве театра, кино и телевидения» по направлению «Информационные системы и технологии». Она объединила лириков и компьютерных гениев. Научная работа и практика магистрантов новой программы будет проходить на базе Театрально-образовательного центра Александринского театра, оснащенного самыми современными технологиями сценической деятельностиз. Студенты НИУ ИТМО и СПбГАТИ (магистранты программы «Театральное искусство») образуют четыре творческие группы, которые каждый семестр будут ставить спектакли на новой сцене Александринки с использованием всего спектра мультимедиа- и интернет-технологий.

В программу включено обучение управлению видео- и аудиосистемами современного театра, видеодизайн, создание световой партитуры спектакля и персонажей, а также их анимирование, дизайн виртуальных миров, 3D-графика, компьютерное моделирование, аудиомонтаж, работа с цифровым звуком и виртуальной реальностью, технологии захвата движений и интерактивного погружения. Кажется, все эти направления взяты из фильмов Джеймса Кэмерона. Однако уже сейчас театр объединяет все виды визуального искусства. Эксперименты, сошедшие с кинополотна, успешно приживаются на театральных подмостках. Специалисты НИУ ИТМО активно участвовали в разработке технологий интерактивного интернет-театра для спектаклей открытия Новой сцены Александринского театра. Опыт этой работы будет осваиваться и развиваться нашими ребятами.

Студенты НИУ ИТМО уже погрузились в театральные технологии. С помощью 3D-моделирования они создали модель сцены из спектакля Всеволода Мейерхольда «Маскарад». Программа управляется жестами на основе технологии Microsoft Kinect. С ее помощью можно увидеть оригинальные костюмы и декорации, движения героев на сцене и даже заглянуть за кулисы.

Технологии, разрабатываемые в университете, позволяют «захватить» объект и поместить его в виртуальную среду, добавив необходимые спектаклю элементы. Похожие проекты создаются студентами театрального факультета Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA). Там образовательный процесс моделирует работу медиакомпании. Режиссерам приходится вооружаться джойстиком, чтобы контролировать и изменять виртуальные декорации. Вместе с актерами на сцене появляются цифровые куклы, которые приходится дергать за виртуальные веревочки особым образом.

Пространство театра превращается в живой механизм. Консерватизмом, от которого бежала Александринка, здесь и не пахнет. Стремление приобщиться к прекрасному вызывает желание отнести документы в магистратуру и поступить на новое направление. Ведь, управляя звуком и светом, можно стать свидетелем таинства, во время которого спектакль пробуждает подлинные чувства.


Андрей МОГУЧИЙ, художественный руководитель БДТ им. Г.А. Товстоногова:

– Я считаю, что новый театрально-образовательный центр отличается переизбытком возможностей. Для художника их использование не только огромное искушение, но и опасность. Главный вопрос: «Роботы или мы – кто кого?» – остается. Опасность уничтожения технологиями художественной ткани спектакля очень существенна. Чтобы аккуратно их использовать, нужна длительная и вдумчивая работа. Процесс поиска художественного образа очень тонок. Ребята из НИУ ИТМО испытали на себе, как долго нужно работать над чувственностью. Я давно увлекаюсь технологическим подходом к театру, сказывается инженерное образование. Для меня это не просто аттракцион, а серьезное направление. Видеопроекции, трансляции спектаклей и голографические эффекты соединяют реальности театра и кино. Но идея использования зеленого фона и набора фокусов не должна превратиться в плохое ленинградское телевидение 1970-х годов. Нужно досконально изучить аппаратуру. Вот когда возникает художественная интерпретация электронного пространства, появляются образы и действие перемещается в «голову». Так театр оживает.

e2dec94c