Выходит с 1931 года

Актуальное интервью Образование без границ

Самая популярная страшилка для первокурсников – балльно-рейтинговая система. Очереди в центр дистанционного обучения и боязнь нехватки времени преследует студентов на протяжении всего обучения. Однако директор ЦДО Андрей Лямин настроен оптимистично. Он рассказал, какие преимущества ждут студентов в будущем и почему скоро им не придется ходить на пары.

– В чем заключается эффективность электронного обучения?

– Электронное обучение способно повысить качество образования. В первую очередь оно предназначено для мотивированных студентов, готовых получать знания самостоятельно. Сейчас ЦДО – система поддержки аудиторных занятий. Лекции для студентов никто не отменял. Однако параллельно с этим строится система обучения на основе информации, содержащейся исключительно в базе данных. Мы разрабатываем курсы, которые будут постоянно поддерживаться авторами. Студенты должны чувствовать живого человека, а преподаватели – вовлекать учащихся в поцесс актуализации и ополнения материалов курса. Их совместная деятельность и обеспечит открытость системы.

– Почему появилась необходимость создать новый компьютерный класс?

– Десять лет назад мы поняли, что компьютерный класс на двадцать человек не справляется с наплывом студентов. Еще тогда мы провели анкетирование среди учащихся и выяснили, что большинству удобнее проходить электронное тестирование, чем сдавать задачи преподавателю. Аудитория 101 была построена по передовым технологиям того времени. Мы использовали тонкие клиенты, а вся информация обрабатывалась на сервере. Способ отличался дешевизной и легкостью администрирования. Тогда это было в диковинку.

– Как преподаватели относятся к электронной форме обучения?

– Преподавателям эта форма удобна. После внедрения балльно-рейтинговой системы многие из тех, кто никогда не имел дела с электронными курсами, испытали огромные сложности. Они превратились в статистов, которым нужно было самостоятельно вводить баллы. Если же для системы разработан тест, вся аттестация ложится на плечи ЦДО. Задания можно обновлять и дополнять, а деятельность преподавателей сводится только к анализу результатов и подведению итогов. Проверка бумажных вариантов работ осталась в прошлом.

– Ориентировались ли вы на зарубежные аналоги?

– Информационные системы специалисты из НИУ ИТМО пишут самостоятельно. Конечно, наши программисты отслеживают современные технологии и используют зарубежные разработки. Мы задействуем открытые платформы, например edX.org, Semantic MediaWiki, Redmine. Наш университет может подключиться к иностранному проекту, но вправе сам изменять систему программы и переписывать код. Партнерам мы также предоставляем разработанные модули. Система электронного образования замкнутой быть не может.

– Как изменилось отношение к электронному обучению за десять лет?

– Скептически уже никто не настроен. Отключи систему, и возникнет множество неудобств как у преподавателей, так и у студентов. Мы постоянно модернизируем платформу, через социальные сети общаемся со студентами, выясняем, какие у них есть пожелания и претензии, а также привлекаем ребят к работе. Их в нашем центре 70%. Это позволяет максимально адаптировать систему под образовательный процесс. Сотрудники ЦДО тоже в основном студенты. Прохождение учащимися обучающих тестов и аттестаций занимает 60 % всего времени использования платформы ЦДО.

– Какие еще возможности предоставляет электронное обучение?

– Появятся промежуточные курсы между школой и вузом. Занятия также получат авторскую поддержку. Преподаватель будет следить за содержанием курса, дополнять его, организовывать работу форума, отвечать на вопросы. Прохождение обучения даст абитуриентам преференции при поступлении в университет. Также будут разработаны курсы для бакалавров, дающие преимущества при поступлении в магистратуру.

– Что ждет ЦДО в ближайшем будущем?

– Мы будем создавать единую платформу для электронного обучения. Для этого укрепляется сотрудничество с российскими и зарубежными вузами. Студенты получат право учиться не в аудитории, а пройти курс дома. Также можно будет подключиться к курсу, разработанному другим университетом. Если студент пройдет большое количество курсов в другом вузе, он сможет получить диплом.

– Как преподаватели смогут оценивать успеваемость тех, кто проходит курс?

– Весь контроль в рамках курса будет полностью автоматизирован. Если студент захочет, чтобы ему зачли прохождение курса, он должен будет пройти аттестацию в университете. Западные предприниматели уже готовы принимать на работу без диплома только по результатам прохождения курсов. На этом основан один из способов монетизации электронного обучения.

– Что произойдет с классическим образованием?

– Система традиционного образования изменится. Мы должны идти в ногу со временем, поэтому скоро университет станет хабом информации и будет участвовать в электронном обучении. Это станет вопросом жизни и смерти традиционного образования. НИУ ИТМО разобраться с ситуацией проще, ведь у нас уже есть задел. Мы готовы возглавить процесс модернизации и повести за собой российские вузы!

Елена Бердникова, сотрудник отдела организационно-методического обеспечения ЦДО:

– Наш отдел занимается формированием учебно-методических комплексов для студентов в системе дистанционного обучения (СДО). Простейшие комплексы содержат информационные ресурсы и тесты. Некоторые продвинутые преподаватели готовят виртуальные лаборатории. К сожалению, не все используют возможности СДО по максимуму. Среди преподавателей, работающих с магистрами, востребован электронный практикум. Система произвольным образом выбирает задания для студентов, например темы рефератов и исследовательских работ.

Конечно, в СДО контроль знаний чаще всего проводится при помощи тестов. Мы всегда просим, чтобы тестовые сценарии были не только аттестующими, но и репетиционными. При разработке нового учебно-методического комплекса преподаватели передают нам материалы по дисциплине. Дальше мы определяем, под какие элементы системы можно задействовать эти ресурсы: сделать из материалов тесты или выложить их в качестве электронных конспектов. Система позволяет загружать обучающие видеоролики, иллюстрации, графики. Так формируется электронный курс, который связывается с рабочей программой дисциплины, назначаемой на учебный план.

Мы также составляем правила оценивания элементов курса. Например, по заявке преподавателя их можно ужесточать или смягчать. За сдачу теста в срок студент может получить дополнительный балл, который автоматически проставляется в электронном журнале. Оценки рассчитываются индивидуально для каждой дисциплины.

Дмитрий КОПЫЛОВ, сотрудник отдела программно-технического обеспечения ЦДО:

– Я работаю в мультимедийной лаборатории ЦДО со второго курса. Это студия для производства обучающих видеороликов. Там я разрабатывал курс по культурологии.

Также на базе ЦДО при содействии ОАО «ЛОМО» я в группе разработчиков занимался созданием оптико-цифрового телемедицинского комплекса. Это один из самых успешных проектов НИУ ИТМО. В ЦДО мы разрабатываем его телекоммуникационную систему, отвечающую за хранение и передачу информации. Мы третьими в мире и первыми в России сделали полностью автоматизированный цифровой микровизор. Это микроскоп, при работе с которым не нужно смотреть в окуляр. Достаточно сидеть за компьютером и управлять микроскопом с помощью мышки. Я разработал управление микровизором через интернет. Представьте, что вы можете проводить опыты или исследовать мазок крови через веб-браузер!

e2dec94c