Выходит с 1931 года

Мегабайты науки На крыльях «Сапсана»

Любители быстрой езды могут позавидовать тем, кто способен разогнаться до 250 километров в час. В просторной кабине высокоскоростного электропоезда «Сапсан» как в фантастическом фильме: мерцают огни на панели управления, а деревья и столбы за окном сливаются в размытую полосу… Корреспондент «Мегабайт» Андрей НИКОЛАЕВ решил прокатиться с ветерком, но чтобы не отвлекать «Сапсаны» от работы, попробовал силы в управлении поездом на учебном тренажере. 

 

В кабине динамического тренажера

Наличие высокоскоростного железнодорожного сообщения повышает авторитет государства, особенно, если речь идет о связи двух столиц. Идея запуска между Санкт-Петербургом и Москвой современного поезда, способного преодолеть расстояние в 719 километров за четыре часа, в 2005 году переросла в российско-немецкий проект по созданию поездов Velaro RUS, производство которых началось в Германии в 2007 году. А уже через два года состоялся первый рейс под брендом «Сапсан». За семь лет количество поездов увеличилось, сегодня в России эксплуатируется 16 «Сапсанов», которые могут развивать скорость до 250 километров в час. Впрочем, разогнаться как следует на пути из Петербурга в Москву можно далеко не на всех участках, так как поезда курсируют по путям общего пользования. Конечно, в стратегических планах государства есть строительство высокоскоростной магистрали, но пока средняя скорость «Сапсана» на всем пути следования не превышает 200 километров в час.
Центр подготовки персонала по обслуживанию высокоскоростных поездов был открыт в Санкт-Петербурге на базе ОАО «РЖД» почти одновременно с началом эксплуатации высокоскоростных электропоездов «Сапсан» в связи с необходимостью переподготовки поездных бригад. Сегодня в Центре проходят обучение машинисты, помощники машинистов, начальники поездов, слесари и проводники. «Программы рассчитаны не только на переподготовку персонала, но и на обучение новых кадров по обслуживанию поездов «Сапсан», Allegro и «Ласточка». Действующие локомотивные бригады проходят техническое обучение два раза в год – в летний и зимний периоды», – рассказывает ведущий программист Центра Василий Алексеев. 
В 2015 году в Центре прошло обучение 860 человек. Требования к поездной бригаде высокие: необходима превосходная техническая и физическая подготовка. Здоровье машиниста «Сапсана» проверяется на регулярных медосмотрах, также во время движения поезда на руку машинисту надевают специальные браслеты, контролирующие его бодрствование. Такая система называется ТСКБМ. В программу обучения входит сдача «экзамена по вождению». Для этого в Центре был построен единственный в России тренажер, полностью имитирующий кабину поезда «Сапсан» изнутри. 
Внешне тренажер напоминает кабину, установленную на динамических опорах. Поднимаемся по лестнице и оказываемся на рабочем месте машиниста. Как только дверь закрывается, за лобовым стеклом сразу же появляются рельсы. Нажимаем «на газ» и вот уже поезд разгоняется до 200 километров в час. Программа полностью повторяет реальный участок на пути следования из Санкт-Петербурга в Москву, на который оператор тренажера добавляет препятствия: туман, снегопад и даже автомобиль, застрявший на переезде. Всего можно отработать около ста внештатных ситуаций: от сломанного светофора и перепада напряжения до срабатывания пожарной сигнализации. 
Конструкцией «Сапсана» предусмотрено наличие автопилота, однако мы, как и все машинисты, использовали ручное управление. В ходе тренировочного заезда под руководством инструктора мы научились набирать и снижать скорость, ориентироваться в показаниях бортового компьютера, подавать гудок и испытали на себе экстренное торможение поезда. «Также для обучения персонала мы используем специальные сенсорные экраны, на которых представлена вся автоматика поезда. Оператор тренажера задает неисправность, которую машинист должен найти и устранить», – рассказывает ведущий программист Центра Константин Конев.
Учебные тренажеры оказались так эффективны, что в 2013 году в Центре по соседству с «Сапсаном» появилась кабина электропоезда «Ласточка», в которой машинисты совершают виртуальное путешествие из Адлера в Красную поляну, рассекая со скоростью 160 километров в час навстречу торжеству научно-технического прогресса.
e2dec94c