Выходит с 1931 года

Мегабайты науки К полюсам Земли

В самом центре Петербурга уже более полувека Российский государственный музей Арктики и Антарктики открывает тайны далеких земель и рассказывает о невероятных исследованиях. Это крупнейший в мире музей, посвященный полярной тематике и единственный в России. Корреспондент Елизавета МИДЛЕР отправилась в экспедицию к району вечной мерзлоты.

 

Выхожу из вестибюля станции метро Владимирская, а на улице меня уже встречает ряд торгующих соленьями и вареньями бабушек. Спешу мимо и устремляюсь к зданию музея, где за массивными деревянными дверями меня ждет совершенно незнакомый мир отважных путешественников и дикой природы. Сегодня экспозиция закрыта для посещений, но для меня проведет экскурсию исполняющая обязанности директора Мария Дукальская. Первое, что бросается в глаза, когда я захожу внутрь, – высота потолков, ведь музей находится в здании бывшей Никольской единоверческой церкви. Поднимаю голову и вижу прямо надо собой самолет. «Он настоящий, принимал участие в экспедиции на пароходе “Челюскин”, – рассказывает Мария Васильевна. – Когда судно затонуло, его успели сгрузить на лед, однако он был поврежден. Летчик Михаил Бабушкин отремонтировал его и самостоятельно прилетел со льдины в чукотское становище Ванкарем, куда эвакуировали экипаж».
Музей разделен на тематические залы. Начинает экспозицию отдел, посвященный природе Арктики, ее растительному и животному миру. Гостей встречает чучело огромного белого медведя, я даже не представляла его реальные размеры до такого близкого знакомства. В центре зала расположен макет в виде верхушки глобуса с рельефной картой северного полушария. Вдоль стен установлено несколько диорам, самая большая из них – «Птичий базар», рядом «Лежбище моржей», а напротив «Тундра летом», где можно увидеть северного оленя. Несмотря на то что большинство макетов и моделей делалось в 1930-х годах к открытию музея, экспонаты хорошо сохранились и выглядят очень реалистично. 
Обращаю внимание на большое количество картин, и Мария Васильевна поясняет: «У нас огромная коллекция живописи, полностью посвященная полярной тематике. Причем она нарисована профессионалами, некоторые работы выполнены на заказ, но были и такие художники, которые 
участвовали в экспедициях и писали там свои картины. Например, Федор Решетников был челюскинцем и делал зарисовки, которые потом передали в музей. У нас даже есть работы Альберта Бенуа и одиннадцать полотен первого живописца Арктики – Александра Борисова, в том числе авторская копия его картины “Страна смерти”, оригинал которой он подарил императору Николаю II. Теперь она выставлена в Русском музее».
Продолжается моя экскурсия историей исследования и освоения Арк­тики. В 1932 году ледокольный пароход «А. Сибиряков» впервые прошел Северным морским путем за одну навигацию, показав тем самым возможность его коммерческой эксплуатации. Это одна из самых знаковых экспедиций того времени для нашей страны. Открывает экспозицию фрагмент наружной обшивки и часть форштевня древнего парусного судна, а также реконструированная одежда полярных мореходов. «Здесь вы можете увидеть подлинную “Генеральную карту Российской империи” середины XVIII века, – продолжает рассказ Мария Дукальская. – Ее составили участники Великой Северной экспедиции по материалам десятилетних работ. Русские мастера сделали такие карты на шелке, и вот одна из них есть у нас». Арктический институт до середины восьмидесятых годов находился в здании Шереметьевского дворца на Фонтанке, и там же начали собирать экспонаты. Первый научный сотрудник музея Николай Травин что-то искал на чердаке и случайно увидел эту карту среди завала картин и других вещей, значительно позже ее отреставрировали и определили, что она подлинная. Особое место в зале занимает палатка и оборудование первой дрейфующей научной станции «Северный полюс». Папанинцы (образовано от фамилии начальника экспедиции Ивана Папанина) жили 274 дня на движущейся льдине. За это время была проделана колоссальная научная работа, которая позволила сделать ряд значимых открытий, и положила начало исследованиям в океане с дрейфующего льда. Это настоящий зал мужества и борьбы со стихией.
Длинная, кажется, бесконечная лестница, приводит меня в отдел Антарктики. Перед моим взором предстает небольшой зал с высокими колоннами и огромными окнами под потолком. Я сразу замечаю в центре семью пингвинов – самых известных обитателей шестого континента. Нахожу позвонок кита, который по своим размерам напоминает табуретку, целый скелет здесь бы явно не поместился. Кроме природы рассказывается об истории открытия и важнейших экспедициях. В 1959 году двенадцать государств, включая СССР, подписали Международный договор об Антарктике, гарантирующий свободу научных исследований всех стран-участниц договора и обязательство использовать антарктическую зону к югу от шестидесятой параллели исключительно в мирных целях. В настоящее время там работают пять российских постоянно действующих станций (Мирный, Новолазаревская, Беллинсгаузен, Восток и Прогресс).
Завершает мою экскурсию выставка прикладного творчества народов Севера: одежда, обувь, аксессуары, изделия с резьбой по моржовой кости – настоящие произведения искусства.  Побывав в этом музее, понимаешь, как удивительна история освоения столь далеких земель, впереди у нас еще столько открытий. Лучше приходить сюда с большим запасом времени, чтобы внимательно читать все подписи или слушать аудиогид, обсуждать увиденное с друзьями, разглядывать крохотные детали кораблей и фигурки людей, любоваться яркими красками картин, представляя себя на месте героев-полярников, задирать голову вверх и восхищаться очарованием купола. 
e2dec94c