Выходит с 1931 года

Университет XXI века Первые шаги

Воскресное утро, на улицах Петербурга прохожих мало, разве что возвращающиеся с ночных смен взрослые с угрюмыми и уставшими лицами. Однако одно место не пус­тует – это «Университет детей», в котором в этот ранний час проходят лекции у детей. Меня окружают хаотично снующие по холлу малыши и взволнованные родители, сопровож­дающие своих чад в мир науки. Перед началом первой лекции студенты играют, не выпуская из рук зачетные книжки, куда каждое занятие вносят заметки и комментарии. 

Отзывчивые организаторы по первой просьбе направляют меня к руководителю проекта в нашем городе Любови Голубевой: «Санкт-Петербургский “Университет детей” – это инициатива московского Политехнического музея, а за основу взята польская модель. Ее особенность заключается в том, что Университет не привязан к конкретному вузу, а сотрудничает одновременно с несколькими. Наши занятия проходят на двух площадках – в Университете ИТМО и Европейском университете». 
В Санкт-Петербурге существует два возрастных направления: «Импульс» (8−9 лет) и «Динамика» (10−11 лет). Главный принцип первой программы − как можно больше наук, так как именно в этом возрасте ребенок хочет знать все, что его окружает. Познакомившись с естественными, гуманитарными, формальными, общественными и техническими науками, студент определяет свое поле интересов и переходит в следующую группу, где семестр разделен на два тематических блока. Здесь дети учатся систематизировать факты и связывать явления. В текущем семестре студенты изучают материальный мир с разных сторон. Что такое материя? Что может один предмет рассказать нам о далеком прошлом? Насколько вещи меняют и определяют нашу жизнь? Каковы свойства привычных материалов? Студентам предстоит найти ответы на все эти вопросы. 
«У нас есть выездные площадки – лаборатории, заводы, куда просто так не попасть с экскурсией. Там студенты знакомятся с наукой непосредственно через опыт и общение с ученым. В прошлом семестре мы ездили на мусороперерабатывающий завод и в депо», – рассказывает Любовь Голубева. 
Отправляюсь искать участников проекта. Павел Кононенко преподает в СПбГУ на факультете свободных искусств и наук. Павла пригласили быть лектором, но сегодня он приехал сюда не как преподаватель: сын посещает Университет в качестве слушателя. «Я буду рассказывать детям про государство. Для меня это большой педагогический вызов. Я уже читал лекции без умопомрачающих нагромождений терминов. Здесь совершенно другой жанр, так как слушать меня будут дети, – объясняет Павел. – Как родитель честно скажу, что пока прогресса у ребенка не увидел, так как прошло всего два занятия. Но то, что сын в выходной рано встает и с радостью едет учиться, – это уже здорово. Не думаю, что детей нужно перегружать школьными факультативами, ведь у ребенка должно быть детство! Формат “Университета детей” как раз позволяет детям учиться в удовольствие».
Наступает время лекции. Сегодня ребята программы «Импульс» изучают историю рыцарства вместе с профессором СПбГУ Всеволодом Образцовым. Каждое занятие строится на точке удивления, выдвижении гипотез и выводов. В аудитории появляются английский рыцарь и его оруженосец. Дети в восторге. Профессор не просто рассказывает о Средневековье, а ведет беседу с аудиторией, задает вопросы. Студенты поднимают руки, отвечают и высказывают свою точку зрения.
Занятие пролетает незаметно. Тут и для взрослого человека много полезной информации. Побродив еще немного по аудиториям, я окончательно убеждаюсь, что за поколение, подрастающее в этих стенах, можно не беспокоиться, ведь залипание детей в гаджетах «лечится» правильными методиками в образовании.
Владислава НИКОЛАЕВА
e2dec94c