Выходит с 1931 года

Инновации в образовании Что стоит интеллект создать?

 
На площадке креативного пространства «Ткачи» 10 марта в рамках проекта «Прогресс-Школа» прошла лекция профессора Университета ИТМО и СПбГУ  Алексея Потапова на тему «Общий искусственный интеллект: на пути к сверхразуму». Может ли компьютер чувствовать боль, узнала корреспондент «Мегабайт» Тамара БЕСЕДИНА.
 
Лектор рассказал об особенностях   искусственного интеллекта и его классификации с точки зрения его узкой или общей направленности. По словам Алексея Потапова, разделение на сильный и слабый искусственный интеллект не охватывает всех аспектов работы по его созданию. Поэтому, когда мы говорим об истинном искусственном интеллекте, схожем с человеческим, то подразумеваем именно общий. Кроме того, докладчик затронул важнейшие философские и психологические проблемы, связанные с созданием искусственного разума, упомянув, конечно, и тест Тьюринга, и эксперимент под названием «Китайская комната».
Большое внимание Алексей Потапов уделил терминологии, порождающей споры в области разработки искусственного интеллекта. Сейчас у машин отсутствуют субъективные переживания, присущие человеческому разуму, но всегда ли это будет так: «Может ли программное обеспечение страдать? Можно ли научить компьютер чувствовать боль?» 
Программная реализация искусственного разума невероятно трудоемка. «Формирование искусственного интеллекта – это очень сложная задача с точки зрения вычислений», – пояснил докладчик. Самооптимизирующаяся система требует огромных вычислительных мощностей и алгоритмов, более высокоорганизованных, чем мы можем сегодня применить.
Один из слушателей – студент 
СПбГУАП Никита Крупицкас. Он давно увлечен созданием мощного искусственного интеллекта и ежедневно решает на работе задачи, посвященные компьютерному зрению и машинному обучению. «Всю сознательную жизнь я стремлюсь приблизить технологическую сингулярность, о которой сегодня шла речь, – рассказывает Никита. – Недавно я начал читать книгу Алексея Потапова “Искусственный интеллект и универсальное мышление”. Она меня и привела на лекцию. Первые сто страниц ушли за несколько дней, это одна из интереснейших книг о машинном восприятии». 
Проект «Прогресс-Школа» переехал в Санкт-Петербург из Томска в 2014 году. Создатели говорят, что их цель – популяризация науки среди всех групп населения, повышение эрудированности слушателей и формирование у них целостного 
мировоззрения. Студентам Университета ИТМО «Прогресс-Школа» уже знакома по научно-популярной лекции «Легко ли быть марсианином…», которая прошла в октябре прошлого года в главном корпусе вуза.
В этом году организаторы распределили лекции по циклам: каждый месяц посвящается какой-то одной дисциплине, в рамках которой раз в неделю проходит тематическое мероприятие. «В сентябре была физика, в октябре – биология, потом – психология, социология, история и вот сейчас информатика. Следующий цикл будет посвящен экономике», – рассказывают организаторы «Прогресс-Школы».
Большое внимание уделяется выбору докладчика, поскольку в этом деле требуется как высокая квалификация специалиста, так и умение доступно подать материал. «Нам важно, – поясняют организаторы, – чтобы лектор доносил до слушателей актуальные научные знания, а не какие-то фантазии, и обязательно на грамотном, понятном языке».
На счету «Прогресс-Школы» не только лекции, но и премьерные показы «свежепереведенных» иностранных научно-популярных фильмов (например, «Страсти по частицам»), а также дискуссии сразу с несколькими учеными.
Мероприятия обычно транслируются на YouTube-канале и выкладываются на сайте «Школы», там же скоро появится и видеозапись лекции Алексея Потапова.
e2dec94c