Выходит с 1931 года

Поздравляем! Воспитание патриотизма в современных условиях

Накануне открытия IV Межвузовской научно-практической конференции «Роль высшей школы в консолидации гражданского общества и патриотическом воспитании молодежи» редактор газеты «Университет ИТМО» Ирина Лапшина побеседовала с председателем постоянно действующего оргкомитета конференции капитаном 1 ранга в отставке Анатолием Семеновичем Бургонским. Публикуем сокращенную запись этой беседы.

— Что Вы вкладываете в понятие «патриотизм»?

Основные составляющие патриотизма — любовь к Родине, гордость за нее, преданность своему Отечеству и готовность защищать его до самопожертвования.

Конечно, вооруженная защита Родины в большей мере относится к военному времени, но и в мирное время вооруженная борьба с терроризмом и преступностью требует самоотверженности и героизма.

По моему мнению, патриотизм должен проявляться в конкретных делах, поступках и в наличии у патриота конкретных положительных человеческих качеств.

— Какие качества Вы имеете в виду в данном случае?

К таким качествам можно отнести: высокий профессионализм в области своей деятельности, трудолюбие, творчество, инициативу;
гражданственность — высокую общественную культуру поведения, образованность, законопослушание, дисциплинированность, уважение прав и свобод личности;
высокие морально-нравственные качества, предполагающие наличие: совести, чести, добропорядочности, нравственных семейных отношений; духовности, религиозности, взаимопомощи;
здоровый образ жизни, предусматривающий заботу о собственном здоровье и здоровье своих близких, сослуживцев и друзей, исключающий алкоголизм, наркоманию, табакокурение;
активную жизненную позицию — участие в массовых мероприятиях, проводимых в стране, и безвозмездную общественную деятельность.

Патриотизм несовместим с такими качествами, как: преступность, нарушение законов, предательство, подлость, продажность, паразитический образ жизни, воровство, ложь, обман, казнокрадство, взяточничество и др.

— Как, на Ваш взгляд, влияют современные социально-экономические и политические условия на процесс воспитания патриотизма у студенческой молодежи?

В настоящее время имеется ряд негативных моментов, которые затрудняют осуществление патриотического воспитания.

Это низкий уровень материального обеспечения жизни студентов: недостаточный размер стипендии, высокая стоимость обучения для контрактников, значительная стоимость питания и проживания в общежитиях, проблемы с трудоустройством, проездом в городском транспорте, ликвидация санаториев-профилакториев и др. Высокая стоимость спортивного инвентаря и помещений для массового занятия спортом, а также билетов в кино, театры, музеи и другие достопримечательности Санкт-Петербурга.

К сожалению, имеют место и элементы взяточничества со стороны некоторых преподавателей за оценку на зачете или экзамене. Конечно, трудно воспитывать высокие морально-нравственные качества у студента, если преподаватель берет взятки.

— Как же все-таки воспитывать у молодежи патриотизм в современных условиях?

Прежде всего хочу отметить важное значение постановлений Правительства Российской Федерации по государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Они определяют основную задачу государства по воспитанию молодежи на длительный исторический период. Они позволяют решить давно обсуждаемую проблему формирования государственно-национальной идеи России на основе патриотизма и являются хорошим основанием для принятия Федерального закона «О молодежи и молодежной политике».

В концепции патриотического воспитания, одобренной Правительственной комиссией, указывается, что «патриотизм — это шаг к национальному возрождению России как великой державы». В решении задачи патриотического воспитания студентов большое значение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Весьма ценными являются их воспоминания, которые, хотя и небольшими тиражами, публикуются в последние годы. Массовый героизм, проявленный советским народом в годы войны, на фронте и в тылу, является хорошим убедительным примером патриотизма народа.

Надеюсь, что возрождаемое в вузах в последнее время студенческое самоуправление будет способствовать развитию и патриотического сознания у студентов.

Наряду с этим остается важным воспитание студентов преподавателями на личном примере и через предмет.

— Открывающаяся сегодня конференция является четвертой. Как Вы оцениваете эффективность прошедших конференций?

Проводимые при поддержке Комитета по молодежной политике конференции по общим проблемам воспитания, по воспитанию патриотизма и воспитанию воспитателей имеют большое значение. По результатам каждой из них печатаются сборники докладов, которые рассылаются в вузы Санкт-Петербурга и способствуют распространению положительного опыта.

В некоторых вузах создаются первичные общественные патриотические организации. Так, в нашем университете действует организация «Патриоты Родины».

Хочу сказать, что процесс воспитания патриотизма неисчерпаема и многогранен. Молодежи надо показать истинных патриотов России, которые всю свою жизнь посвящали и посвящают интересам Родины. На таких примерах и должно воспитываться молодое поколение россиян.

e2dec94c