События и факты Весла корабелов
Начало пути
Попутный ветер
Гость нашей газеты — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Когда-то он назывался Ленинградским кораблестроительным институтом и поэтому до сих пор известен как корабелка. Публикуем интервью корреспондента С. Алова с бессменным командиром дальних шлюпочных походов корабелки с 1983 г., членом оргкомитета межвузовских морских фестивалей, капитаном 2 ранга в запасе Василием Александровичем Сапожниковым. Десятки студентов-шлюпарей под его командованием видели с борта военно-морских ялов берега рек, озёр и морей России, Карелии, Коми, Белоруссии, Украины…
— Василий Александрович, с чего начиналась история дальних походов студентов-корабелов?
История наших дальних походов богатая.
Она началась в 1935 г. с первого похода на одном шестивесельном яле, предпринятого экипажем из восьми студентов-корабелов под командованием Б. Н. Кузьмина по маршруту Ленинград — Астрахань. В этом походе наши студенты установили всесоюзный рекорд, пройдя при довольно неблагоприятных погодных условиях расстояние в 3900 км за 29 ходовых суток. Это значит, что за ходовой день проходили не менее 134 км.
За прошедшие 70 лет проведено 59 походов. В них приняло участие около двух тысяч человек, пройдено на вёслах и под парусами более ста тысяч километров.
— Да, это был действительно великолепный старт. А каково было продолжение походов?
Уже в следующем году успех первого похода был закреплен прохождением сложного маршрута Ленинград — Николаев протяженностью 2700 км за 27 суток, в том числе 215 км — сухопутный волок!
С тех пор на долгие годы у наших студентов сложилась традиция выбирать маршруты посложнее и дополнять их программой общественно-агитационной работы.
— И походы всегда проходят лишь по инициативе самих студентов?
Нет, дальние шлюпочные военно-патриотические походы традиционно организуются кафедрой военно-морской подготовки (ныне — факультетом военного обучения). В последние годы эта работа организуется совместно с аппаратом проректора по социально-культурной работе и является частью учебного процесса — военно-морской практикой.
Походы проводятся под командованием офицеров кафедры и преследуют цели: морской и физиче- ской подготовки студентов — будущих офицеров запаса ВМФ; достижение умения управлять гребной и парусной шлюпкой, знание водных путей и морских театров, правил мореплавания и кораблевождения; проведение агитационно-пропагандистской, военно-патриотической, культурно-просветительской и шефской работы среди молодежи и школьников в районах, расположенных на берегах рек, озер и морей…
В последние 15 лет прибавилась ещё экологическая работа, которую мы проводим в походах в содружестве с нашими финскими и шведскими партнерами и друзьями.
— Расскажите о походах, организованных лично Вами?
Начал с похода по Волге в 1983 г. Потом был шлюпочный маршрут звездного похода «Север-84» по рекам Вычегда и Северная Двина от столицы республики Коми Сыктывкара до Архангельска протяженностью 1200 км…
— Вы упомянули звездный поход. Поясните смысл этого туристского термина?
Звездный — это поход из нескольких маршрутов, имеющих общую точку пересечения. Кроме нашего шлюпочного отряда из пяти ялов, в этом походе была ещё яхтенная эскадра из пяти яхт, шедшая по маршруту Ленинград — Беломорск — Архангельск — Гремиха — Североморск — Мурманск, а также две сухопутные агитбригады, работавшие в Архангельской и Мурманской областях. «Точкой» пересечения маршрутов звездного похода был, естественно, город Архангельск. В то лето он отмечал свое 400-летие.
— По водоёмам каких ещё республик и областей приходилось путешествовать вашим шлюпкам?
Поход следующего года «Дружба-85», посвященный 12-му Всемирному фестивалю студентов в Москве, проходил по главной водной артерии на древнем пути «из варяг в греки» — реке Днепр. Стартовали от Соловьевой переправы, что в ста километрах выше Смоленска, где в годы войны впервые прозвучала и «запомнилась» фашистам батарея реактивных минометов — «Катюш» капитана Флёрова. Спускаясь вниз по Днепру мы на своем 1000-километровом маршруте прошли по территориям России, Белоруссии и Украины. Делали продолжительные заходы в Смоленск, Оршу, Могилев, Речицу, Киев и другие города и поселки, собирали материалы о давней средневековой истории Руси и о событиях военного лихолетья, рассказывали молодежи о профессии судостроителя, о нашей корабелке…
— Из того, что Вы рассказали, можно сделать вывод, что для студента летом шлюпочный поход — это совсем не отдых?
Попробуйте так сказать нашим шлюпарям. Они вам резко возразят и будут уверять, что лучшего отдыха для студента просто ещё не придумано!
А если говорить серьёзно, то походы студентам дают многое: у ребят вырабатываются организаторские способности, накапливается опыт выступлений перед самой различной аудиторией и работы с людьми; многие студенты, «хлебнув» походной жизни, становятся до конца убеждёнными пропагандистами шлюпочного спорта, флотских традиций, патриотизма, морского братства.
Подтверждением тому является то, что сегодня в наши походы уже ходят дети моих бывших воспитанников и даже сформированы целые семейные экипажи.
Вообще, с нами уже давно в качестве юнг ходят в походы воспитанники клубов юных моряков. А когда стали ходить на шлюпках и девушки, то дисциплина (особенно разговорная) среди шлюпарей поднялась на «недосягаемую» высоту. Конкурс на участие в походе у нас каждый год весьма значительный и все время увеличивается.
Ведь поход — это так интересно! К тому же одним из важных преимуществ шлюпки перед другими транспортными средствами является то, что на ней можно пройти туда, куда на чем-либо другом пройти либо затруднительно, либо невозможно.
— Минувший год для корабелов прошел под флагом 75-летия корабелки и 70-летия шлюпочных походов. Не расскажете ли о походе юбилейного года?
Огромная программа водно-спортивных мероприятий проводилась в течение всего года в рамках Второго межвузовского морского фестиваля, традиционно организуемого корабелкой.
Началось все международной шлюпочной регатой «Весла на воду!» в День города — 28 мая.
В июне-августе был проведен в несколько этапов международный шлюпочный поход по Ладожскому озеру «ЭКО-Ладога» «Петровское наследие». Эта познавательная экспедиция, в которой уже традиционно в течение ряда лет участвуют экологи Финляндии и Швеции, состоит как бы из четырех походов, а общая протяженность маршрутов около 1000 км.
Основные стоянки были в городах и поселках: Осиновец, Приозерск, Лахденпохья, Сортавала, Валаам, Марьянлахти, Петрокрепость…
В рамках похода состоялись международная научно-практическая конференция «Ладожский парламент», а также фестивали художественной самодеятельности, вечера отдыха у костра, конкурс на лучшего юнгу, конкурсы «Мистер и Мисс Ладога-2005», праздники Нептуна, экскурсии в музеи, посещения монастырей, сбор краеведческих материалов, экологические мероприятия (беседы, уборки территорий по берегам и на островах…), возложения цветов и венков у обелисков и на воде в местах гибели кораблей и на «Дороге жизни», шефство над братскими могилами, ЭКО-мониторинг стоянок и, конечно, чемпионаты по морскому многоборью (гребля, парус, морские узлы, бег, подтягивание, плавание, перетягивание каната, медицинская помощь)…
В сентябре прошли непосредственно юбилейные мероприятия. Среди них были: «Большой сбор» ветеранов шлюпочных походов; фотовыставка «Волшебный мир», «Потешные гонки» на шестивесельных ялах, морская шоу-программа «Весла корабелов»…
— А что в перспективе?
Готовим очередной международный шлюпочный поход по Ладоге. На 2007 г. планы совершенно грандиозные. Всех секретов не открою, но могу сказать, что в корабелке началась подготовка к Международному морскому фестивалю в рамках готовящегося Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В нашем походе и водном празднике примут участие гости из всех стран Балтики…
В общем, нам в корабелке скучать некогда!