Выходит с 1931 года

Петербургский стиль Санктъ-Петербургъ Опера

Все, кто впервые попадают сюда после реставрации, только и могут, что банально воскликнуть: «Как красиво!» Действительно, красиво, роскошно, волшебно.

Убранство театрального зала особняка барона С.П. фон Дервиза



Уже не первый год студенты нашего института бывают на спектаклях театра «Санктъ-Петербургъ Опера», который находится в бывшем особняке барона фон Дервиза на Галерной улице, дом 33. Галерная в советские времена превратилась в Красную, в баронские апартаменты вселился клуб объединения «Маяк».

А потом все повернулось вспять. В 2003 г. Красная снова стала Галерной, а бесхозное здание бывшего клуба обрело новых хозяев – популярный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», который обрел свою сценическую площадку.

К счастью, в особняке сохранились старинные интерьеры: Зимний сад в виде причудливого грота, открывающая парадную анфиладу роскошная Мавританская гостиная, покрытая позолоченным орнаментом, Малиновая и барочная, украшенная живописным панно, Кленовая гостиные.

Первая премьера в отреставрированном небольшом уютном особняке по улице Галерной, принадлежавшем на рубеже XIX – XX веков барону С.П. фон Дервизу, состоялась 27 мая 2003 г. и стала европейской музыкальной сенсацией. Речь идет об опере великого итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Петр I» («Петр Великий, Царь всея Руси, или же Плотник из Ливонии»).

На этом премьерном спектакле среди множества ценителей классической музыки были и наши студенты, теперь уже вы пускники. Так появилась наша традиция посещения этого прекрасного театра.

Белый театральный зал особняка имеет давние музыкально-театральные традиции. Здесь когда-то звучали голоса Ф. Шаляпина и Л. Собинова, танцевала в новом «свободном» стиле А. Дункан. Под псевдонимом Доктора Дапертутто в этом зале работал В. Мейерхольд (в 1911 – 1913 гг. здесь располагался «Дом интермедий» В. Мейерхольда – новаторский, богемный театр-ресторан со своеобразным репертуаром). В концертах принимали участие поэт и музыкант М. Кузмин, художники Н. Сапунов и С. Судейкин, артисты Н. Петров, Б. Казарова-Волкова. В качестве зрителей бывали К. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, Е. Вахтангов, Л. Собинов, А. Чехов, О. Книппер-Чехова и многие другие деятели искусства.

С 1913 г. – это театральный зал Н. Шебеко, а с 1915 г. дом стал называться «Концертно-театральным залом», в котором продолжали устраивать концерты. После революции – райком РКП(б), Союз металлистов, Эстонский дом просвещения. С 1946 по 1991 г. – клуб «Маяк».

Символами этого напоенного звуками Белого зала являются изображенные над порталом сцены Гений с лирой и его спутники Талия с Эвтер пой. Здесь сохранилась барочная лепнина стен со скульптурами, символизирующими виды искусства, герб фон Дервизов на стеклах парадных дверей. История особняка очень давняя, гораздо более долгая, чем история театра.

Первым владельцем особняка был знаменитый государственный деятель первой половины XVIII в. кабинет-министр при Анне Иоанновне А. П. Волынский, казненный в 1740 г. за участие в заговоре против герцога Бирона. Затем домом владела его дочь, вышедшая замуж за графа И. И. Воронцова. Одно время дом принадлежал купцам Шнейдеру, Балабину, затем князю Репину.

В 1870 г. архитектор Ф. Л. Миллер переделывает фасад и надстраивает еще один корпус. В 1883 г. дом купилбарон С. П. фон Дервиз. Архитектор П. П. Шрейбер перестраивает дома со стороны Английской набережной и Галерной улицы, объединив их общим фасадом.

Основное внимание было уделено интерьерам дома, которые по моде того времени были выполнены в разных стилях.

В 1902 г. дом со стороны набережной был надстроен на два этажа, утратив при этом вид особняка.

Так потомок старинного рода Визе, происходившего из Германии, действительный тайный советник и камергер высочайшего двора, известный своей благотворительной деятельностью, начинает театрально-музыкальную историю этого особняка.

В 1909 г. С. П. фон Дервиз продал дом, разделив его на три части. Особняк подвергся реконструкции по проектору архитектора А. П. Максимова и в таком виде дошел до наших дней.

e2dec94c