Выходит с 1931 года

Инновации в образовании Плюсы и минусы модульной системы.Взгляд изнутри

Наступила середина первого семестра обучения по новой модульной системе организации учебного процесса. Редакция газеты попросила рассказать о первых впечатлениях от этого нововведения как преподавателей, так и студентов I курса. Вот мнения некоторых из них. Ольга Прищепенок, старший преподаватель кафедры физики, заместитель декана ЕНФ Положительный эффект от введения модульной системы состоит в том, что работа студентов в учебное время стала более систематической, а не как раньше у многих: 90 % работы делалось на зачетной неделе. Качество полученных знаний и то, насколько долго они будут оставаться в памяти, при «порционном» их освоении, безусловно, лучше. Что касается получаемых студентами оценок, то учет своевременности представления письменных работ и посещения занятий выгодно выделяет тех, кто все делает сам и сдает сразу, в отличие от тех, кто в конце концов приносит решения задач, добытые «собирательством и охотой». Мера субъективности в оценках студентов возможно и уменьшается, но не значительно. Все равно преподаватель решает, во сколько баллов оценить активность студентов на занятии, защиту отчетов и домашних заданий. А тесты, которые заменили традиционный экзамен… С одной стороны, это лишает оценку субъективного характера, с другой – студент может неплохо знать материал и ошибиться в мелочах, и преподаватель это может учесть ему в плюс, а машина нет. Далее, с увеличением степени контроля неизбежно получается так, что перераспределение аудиторного времени смещается с процесса получения знаний в сторону контроля, т. е. больше проверяем, но меньше учим. Это минус. Если преподаватель старается передать необходимые навыки студентам, научить их определенным правилам работы в рамках высшей школы (что существенно для первокурсников), а не формально провести свои аудиторные часы, то это возможно только за счет дополнительных консультаций, которые требуют времени не меньшего, а часто и большего, чем имеющаяся аудиторная нагрузка. Это, конечно, отражает общий дефицит аудиторного времени, отмечаемый и раньше, но теперь эта проблема встала более остро. Особенно это ощутимо для базовых точных наук: физики и математики. Для того, чтобы действительно научить чему-то человека, и чтобы предмет не вызывал у него отвращения, нужна некоторая свобода по времени. Есть и еще один минус – чем мельче дробится время на семестры, модули и т. д., тем сложнее разрешать проблемы с компенсацией пропущенных занятий: праздники, болезнь (как преподавателей, так и студентов), необходимые массовые мероприятия (мед. осмотр I курса и т. п.). В пределах большого временного промежутка легче принять гибкое решение: перенести занятие, отработать его. Теперь это проблема, и надо еще придумать, как ее решать в разных случаях. Однозначные же выводы о том, хороша или плоха эта система,пока делать рано.Как всегда, все проверяется временем. Армен Азизян, студент гр. 1741 Первого сентября, на церемонии посвящения в первокурсники, ректор нашего университета вместе с гостями праздника дали новоиспечённым студентам указание учиться на отлично и в будущем прославить вуз город и страну. С этого года в Санкт-Петербурге отлично учиться можно, как выяснилось, на пятёрки – по старинке, либо на сто баллов – по модульной системе организации обучения. За первые девять недель, именно столько длиться первый модуль, нам предстояло распробовать эту новинку. Перед тем, как попробовать, какой-либо продукт на вкус, мы прежде всего оцениваем его внешнюю привлекательность, по возможности узнаём мнения других потребителей, сравниваем их и в конечном итоге принимаем собственное решение: есть или не есть. И действительно – внешне модульная система показалась мне привлекательной. Основные пункты, которые надо соблюдать, оговорены в ней предельно ясно. Только вот не было возможности узнать мнения других студентов и сравнить их: оставалось учиться «учиться по новой системе». Во-первых к этой системе практически не пришлось привыкать. Аналогии со школой очевидны. Не нарушая биологический ритм организма, оставалось разобраться в системе оценивания и мониторинга своих результатов. Относительно первого работает принцип: «Знание предмета или тяга к домашнему обучению не освобождает от посещения занятий». Без присутствия на парах заветных ста баллов не набрать. Мне это пришлось по душе, так как самостоятельное обучение дома я не люблю. «Учиться надо в отведённых для этого местах и заведениях» - моё мнение. Много было сказано слов о том, что в Интернете будет представляться чёткая и актуальная информация о результатах обучения. На мой взгляд, этого достичь не удалось и не удастся с таким подходом. Обновление информации с двух недельным промежутком не даёт возможность оперативно следить за своими результатами. Я доволен первыми месяцами обучения в университете и модульная система во многом этому способствует. Честно говоря, было понятно, что только введением ЕГЭ в средней школе Министерство образования Российской Федерации не ограничится и начнёт реформировать высшую школу. Наталья Чаадаева, студентка гр. 1741 Всем известно, что студент живет от сессии до сессии. Но, учитывая, внезапно обострившийся в нашей стране интерес к высококвалифицированным специалистам широкого профиля, студенты скоро видимо вообще жить перестанут. В том плане, что от сессии до сессии теперь просто не получится. Объективно сравнить две различные системы (модульную и обычную) у меня просто не получится хотя бы потому, что я учусь на первом курсе, и это мое первое высшее образование. Так что единственное, что я могу сказать по этому поводу – это плюсы и минусы нашей системы, подмеченные лично мной. Начнем с плюсов. Зачетно-модульная система подразумевает под собой постоянство. Постоянство заданных работ, рефератов, микроконтрольных и, соответственно, постоянство учебы самими студентами. С одной стороны получается, что это хорошо, так как чем больше человек вкладывает времени в свое обучение, тем больший результат он получает. С другой – то, от чего он больше всего на свете мечтал избавиться, обучаясь в школе (от постоянного контроля знаний и посещаемости) будет преследовать его по пятам по крайней мере еще лет пять. В то время как при другой системе все гораздо проще. Хочешь – приходишь, хочешь – нет, главное сдавай все хорошо и вовремя. И никаких тебе кошмаров по ночам, где главная фигурирующая фраза «Минус балл!». Хотя, надо признать, это достаточно мощный стимул. Кроме того, словосочетание «зачетная неделя» звучит куда менее страшно, чем слово «сессия». Так что в общем и целом мне кажется, что идея ввести в нашем вузе зачетно-модульную систему была правильной. Екатерина Кочнева, студентка Хм... Что можно сказать? Вроде все – ничего, получить аттестацию по дисциплине несложно (если посещать занятия и не спать на них). А вот с начерталкой очень странная выходит ситуация... У нас по 8 – 12 баллов из 100... Но в основном мы этот модуль «прошляпили», пока вливались в новую студенческую жизнь. Будем стараться набрать баллы в следующем модуле. Екатерина Бессонова, студентка Да, что сказать... Народ отсиживает свое время за галочку, частенько «плюя в потолок» (на каждой лекции вижу группы, человек 15, играющие в карты). Вообще от модульности жить не легче, хотя, с другой стороны, это не дает расслабляться. Что же делать, когда ситуация безвыходная? У меня болеет одногруппник, человек очень умный и толковый, но как он будет выкручиваться с баллами? Так, он мог просто сдать, причем очень хорошо, материал, а тут... все равно он получит меньше, чем заслуживает, из-за фактора, от него не зависящего. Как здесь быть? Диляра Магдиева, студентка гр. 1709 В представлении большинства студентов вуз до сих пор ассоциируется с сессиями и зачетами. Влиться в течение системы модулей очень сложно даже тем, кто знал, что его ждет в этом году. И правила по начислению баллов всё время ужесточаются, студенты просто не успевают за обновлением информации. В целом идея модулей мне импонирует, но система баллов чрезмерно жесткая, особенно для первого поколения студентов. Никита Чистяков, студент Первого впечатления еще нет: даже преподаватели не все разобрались, что и как в этой системе, а студенты уж тем более. Кого не спросишь по этому поводу, отправляют к кому-то другому! Мария Комарова, Анна Малапура, студентки гр.1709 Как мне кажется, мы еще не до конца поняли всю суть болонского процесса. Многие ребята первых курсов её не любят, а многие рады учиться по модульной системе. У меня смешанное отношение к модульной системе. Есть какая-то паника, так как многие преподаватели говорят, что не знают, как будут выставлять баллы. Я и мои друзья надеемся на то, что это паника пройдет и мы поймем, что болонская система немного лучше, чем мы о ней сейчас думаем. Янна Музыченко, ассистент кафедры физики Когда я впервые услышала о введении модульной системы, мне показалось что это упростит работу преподавателям и активизирует студентов на работу в течение семестра. Преимущества были очевидны. Сейчас оптимизма несколько поубавилось, особенно в части преподавательской нагрузки. К концу первого модуля, катастрофически не хватает времени для приема работ студентов. К сожалению, студенты, хоть и получают баллы за каждое занятие с начала модуля, основная часть работ (и соответственно баллов) приходится на последние 2 недели. К тому же, количество этих работ увеличилось. Сейчас создается впечатление, что начались одновременно и сессия, и зачетная неделя… На мой взгляд, новая форма аттестации однозначно определяет лучших и худших студентов. Тот человек, который работал в течение всего семестра, будет аттестован даже в случае провала на экзамене. Ну а если студент не ходил на занятия и ничего не делал, то до оценки удовлетворительно (Е) в конце модуля он едва ли дотянет. К тому же, у студентов появилась мотивация не просто сдать работу, а сдать ее хорошо. Однако в первое время было достаточно сложно оценивать работу студентов и выставлять им баллы, поэтому наверняка оценки были не всегда объективны. Мне кажется, что основные недостатки новой системы будут выявлены уже на последующих модулях. Дима Тихвинский, студент В принципе, то, о чём говорили – «постоянная работа, а не только во время сессии» – правда. Проблема модульной системы в том, что неизвестно, за что ставят, сколько баллов уже есть и сколько реально можно набрать в конце. Самое удивительное – экзамены: баллов за них много,а пока не сдал, итоговую оценку представить проблемно.
e2dec94c