Инновации в образовании Главный приоритет – персонал
За прошедший год было проведено более 30 конкурсов по подготовке и проведению курсов повышения квалификации преподавателей, научных работников и административно-хозяйственного персонала университета на базе факультета повышения квалификации преподавателей и два конкурса по профессиональной переподготовке преподавателей, научных работников и административно-хозяйственного персонала вуза на базе Академии «ЛИМТУ».
Для каждой программы повышения квалификации были составлены учебно-тематические планы и рабочие программы курсов. Большинство программ в образовательной части содержало педагогический и информационно-коммуникативный компоненты. Эти циклы лекций для преподавателей, научных работников и административно-хозяйственного персонала университета организованы на базе факультета повышения квалификации преподавателей вуза по педагогике и использованию информационных технологий в образовании. Для повышения профессиональной квалификации были организованы лекции, практические занятия, стажировки. Многие сотрудники приняли участие в конференциях, конгрессах, семинарах. Разработанные учебно-тематические планы и рабочие программы курсов, а также отчетные материалы по командировкам и стажировкам послужили основой для разработки УМК по инновационным программам повышения квалификации.
Всего за прошедший год было разработано 56 новых образовательных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации; выдано более 200 свидетельств о повышении квалификации и более 50 дипломов о профессиональной переподготовке.
По образовательным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошло обучение более 200 преподавателей и более 80 сотрудников университета.
Для улучшения организации работы по повышению квалификации и переподготовки в университете была разработана и создана информационная система, включающая базу данных профессорско-преподавательского состава, что дает возможность вести учет и контроль за работой по повышению квалификации сотрудников вуза.
Повышение квалификации сотрудников и преподавателей сопровождается ростом их профессиональных компетенций, обеспечивающих должный уровень содержательного наполнения учебных модулей и курсов, обязательным освоением и применением новых педагогических технологий и современных образовательных ресурсов. В ходе реализации Задачи 3 ИОП сотрудники университета приняли участие в 20 международных и всероссийских конференциях,прошли стажировки в 22 российских и зарубежных вузах.
Опишем некоторые образовательные программы повышения квалификации, реализованные в ходе выполнения инновационной программы.
Технологии программирования и производства программного обеспечения
В рамках мероприятий по повышению квалификации по образовательным программам «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» и «Организация и управление библиотечным комплексом» прошли обучение заведующая библиотекой Е. Г. Расплетина и главный библиотекарь Л. А. Рудейко. Это позволит им в дальнейшем разработать концепцию формирования единой электронной библиотеки вуза.
По образовательной программе «Повышение квалификации по приоритетным вопросам в области инновационных технологии в информатике и фотонике» была достигнута договоренность о проведении совместных Интернет-олимпиад студентов СПбГУ ИТМО и Пизанского университета.
Было подписано также два рамочных договора о взаимном сотрудничестве в области совместной образовательной и научной деятельности с Калифорнийским университетом Сан-Диего (UCSD) и Калифорнийским северо-западным политехническим университетом.
Встроенные вычислительные системы
В рамках выполнения мероприятий по повышению квалификации по образовательным программам «Повышение квалификации по технологии проектирования встроенных систем» и «Повышение квалификации по технологии производства встроенных систем» разработаны программы продолжительностью по 17 дней (101 час занятий). Предусмотрена подготовка по трем компонентам: профессиональному (69 часов), педагогическому (восемь часов) и информационно-коммуникационному (24 часа) в виде лекций, практических занятий и семинаров.
Реализовано обучение по программе повышения квалификации по направлению «Технологии проектирования встроенных вычислительных систем» одного доцента кафедры вычислительной техники и по направлению «Технологии производства встроенных вычислительных систем» одного ассистента кафедры вычислительной техники. Прошедшие обучение сотрудники будут в дальнейшем задействованы в учебном процессе по указанным направлениям.
Интегрированные компьютерные технологии проектирования и производства приборов и систем
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава осуществлялось путем обучения на курсах повышения квалификации, проводимых на факультете повышения квалификации университета. Сотрудники, направленные на стажировки в ведущие российские вузы, участвовали в конференциях и форумах, проводимых мировыми лидерами информационных технологий как у нас в стране, так и за рубежом. Спецификой обучения и повышения квалификации по информационным технологиям и работе с технологическим интеллектуальным оборудованием явилось привлечение к профессорско-преподавательскому составу кафедры дополнительно инженерного состава.
Было организовано пять новых образовательных программ повышения квалификации:
• по современным программным комплексам, обеспечивающим проектирование и конструирование в едином информационном пространстве;
• по современным программным комплексам, обеспечивающим моделирование изделий, технологических и производственных процессов;
• по использованию интеллектуального технологического оборудования и его интеграции с программными системами;
• по методам и технологиям разработки программных систем, реализующих PLM-технологии;
• по современным программным комплексам, обеспечивающим организационно-технологическую подготовку производства в едином информационном пространстве.
На подписание договора о сотрудничестве между
Фотоника и оптоинформатика
СПбГУ ИТМО и университетом г. Зигена (Германия).
Слева направо: R. Eberhardt, J. Eickbush,
Г. Н. Лукьянов (декан ИФФ), В. Н. Васильев
(ректор СПбГУ ИТМО), R. Schnell (ректор
университета г. Зиген), А. В. Рыбин (директор ДЕИ)
Цель всех программ научно-образовательного направления «Фотоника и оптоинформатика» – обобщить полученные ранее знания и дополнить их современной информацией, имеющей как общесистемное, так и частное значение на основе современных представлений в области фотоники и оптоинформатики.
Во все программы включены наряду с профессиональным компонентом педагогический («Педагогика и психология») и информационно-коммуникационный («Планирование и разработка электронного курса», «Организация учебного процесса с использованием системы дистанционного обучения», «Мультимедиа технологии в электронных курсах») компоненты. Знания, полученныепреподавателями, были использованы и закреплены при разработке электронных частей инновационных УМК и будут использованы при обучении бакалавров и магистров оптического профиля.
Лазерные технологии и системы
Повышение квалификации преподавателей проведено по двум новым программам: «Новейшие лазерные микротехнологии» и «Программы в области электроники и адаптивных систем для лазерных технологий».
По ним прошли подготовку 15 преподавателей. Два человека участвовали в международных конференциях, на которых обсуждались новейшие результаты по разработке лазерных систем и технологий, два человека прошли стажировку в одном из ведущих по разработке лазерных технологий европейском университете во Франции, один стажировался в США в компании-разработчике и производителе лазерного медицинского оборудования, 10 человек прошли стажировку в ООО «Центр ТРИЗ “Творчество”». По программе в области электроники и адаптивных систем для лазерных технологий прошли подготовку три пеподавателя.
Таким образом, повышение квалификации преподавателей проведено на основе усовершенствованных традиционных и новых инновационных методов, необходимых для устойчивой и качественной подготовки специалистов нового поколения.
Повышение квалификации преподавателей сопровождалось как ростом их профессиональной компетентности, обеспечивающей должный уровень содержательного наполнения учебных модулей и курсов, так и обязательным освоением и применением новых инновационных педагогических технологий и современных образовательных ресурсов.
Реализация инновационной образовательной программы в рамках выделенных научнообразовательных направлений позволила выйти на качественно новый уровень подготовки выпускников и удовлетворить возрастающий спрос на специалистов в информационной, оптической
и других высокотехнологичных отраслях экономики.
По отчетным материалам рабочей группы Задачи 3