Выходит с 1931 года

Инновации в образовании ЦДО как визитная карточка вуза

Одной из важнейших структур нашего университета является Центр дистанционного обучения.

Идет уже десятый год его существования. Информационно-образовательная среда центра на Всероссийском творческом конкурсе научно-технических решений признана лучшей в номинации «Корпоративные системы дистанционного обучения».

Поздравляем сотрудников ЦДО и предлагаем читателям ознакомиться с достижениями центра.

Ниже публикуются оценки деятельности центра сотрудниками, преподавателями и студентами.

Наш университет включился в созданиесредств дистанционного обучения более 10 лет назад. В марте 1998 г. Ученый советоткрыл целевую комплексную программу развития системы дистанционного обучения. Основнойее целью было повышение качества подготовки выпускников нашего университета за счетиндивидуализации обучения на основе широкого использования информационных технологий.

Создание и разработка программыбазировались на опыте уже функционирующих на ряде кафедр систем компьютерного обученияи тестирования и на сложившейся к этому времени в университете развитой телекоммуникационнойинфраструктуре, имеющей выход в глобальные компьютерные сети. Программа позволиласконцентрировать усилия преподавателей на разработке новых технологий обучения,повысить их квалификацию, укрепить авторитет университета как лидера в области информационныхтехнологий.

Основной принцип построения системызаключался в том, что она должна представлять собой открытый, инвариантный к содержаниюинструментарий-оболочку, позволяющий любому преподавателю, не владеющему программированиеми компьютерными технологиями, создавать и использовать курсы дистанционного обученияв соответствии со своей научно-педагогической квалификацией и опытом преподавания.

В рамках программы в ноябре1999 г. для координации работ по созданиюи совершенствованию системы дистанционного обучения, для сопровождения учебногопроцесса в системе и предоставления консультаций преподавателям по вопросам использованиясистемы был создан Центр дистанционного обучения (ЦДО).

На первом этапе в качестве приоритетногонаправления развития сетевой технологии дистанционного обучения в университете былорешено создать систему тестирования. Уже первый опыт её использования показал, чтосистема является весьма эффективныминструментом для обеспечения содержания и качества подготовки выпускников, для активизациии повышения эффективности самостоятельной работы студентов, для интенсификации ииндивидуализации обучения.

Полноценное использование компьютерныхтехнологий обучения в масштабах университета началось несколько позже, с октября2003 г.

В эксплуатацию был введен учебныйкласс, целиком оснащенный рабочими местами и серверами производства компанииSun Microsystems и рассчитанный на одновременное обслуживание шестидесяти пользователей.

До сих пор класс является уникальнымпо масштабу и уровню используемых технологий. Использование его со специально разработаннойсистемой формирования индивидуального расписания студентов позволило обеспечитьмассовый текущий контроль успеваемости в компьютерной форме.

Следующим этапом развития системыдистанционного обучения стало совершенствование информационно-образовательной среды.Необходимо было:

• применить комплексный подход к организации и оценке качестваучебно-методических материалов;

• реализовать в рамках средымеханизмы построения виртуальных лабораторий и тренажеров, адаптивных обучающихдиалогов;

• усовершенствовать технологиимониторинга и оценивания результатов обучения;

• обеспечить широкие коммуникативныевозможности участников учебного процесса.

В 2006 г. обновленная системабыла зарегистрирована под названием AcademicNT (образовательные сетевые технологии).С момента создания системы преподавателями нашего университета разработано и внедренов учебный процесс более 300 электронных учебно-методических комплексов.

Наиболее существенный вклад внасыщение системы электронными образовательными ресурсами внесли кафедры: всемирнойистории, иностранных языков, компьютерных образовательных технологий, культурологии,лазерной техники и биомедицинской оптики, прикладной и компьютерной оптики, теоретическойи прикладной механики, технологии приборостроения, электроники, электротехники ипрецизионных электромеханических систем.

Параллельно с развитием информационно-образовательнойсреды происходило наращивание вычислительной мощности системы, совершенствованиеаппаратного обеспечения Центра. Сегодня система дистанционного обучения университетастроится на основе использования нескольких взаимодействующих между собой вычислительныхкомплексов. Это обусловлено высокими требованиями к надежности и производительностисистемы.

Кроме использования системыAcademicNT в учебном процессе университета, были разработаны схемы, обеспечивающиепроведение различных олимпиад. На базе системы апробирована модель проведения единогогосударственного экзамена в компьютерном виде, создан «Методический интернет-центр»,предназначенный для переподготовки педагогических кадров и использующий модель интегрированногоочного и дистанционного обучения.

Все изменения и дополнения вносилисьв систему оперативно, без остановки учебного процесса. И это показывает возможностьадаптации системы к изменениям в организации учебного процесса университета, чтоявляется залогом ее успешного использования в течение длительного времени. В настоящеевремя AcademicNT обеспечивает информационное сопровождение балльно-рейтинговой системыоценивания индивидуальных результатов обучения студентов, используемой при реализациитехнологии модульного обучения.

В октябре 2008 г. в рамках10-го юбилейного всероссийского форума «Образовательная среда-2008» проводился Всероссийскийтворческий конкурс научно-технических решений, образовательных продуктов и услугв области информатизации образования. По результатам конкурса информационно-образовательнаясреда AcademicNT была признана победителем в номинации «Корпоративные системы дистанционногообучения».

И это заслуга всего коллективауниверситета, признание значения для российского образования полученных нами в течениепоследнего десятилетия результатов.

Говоря об этих достижениях, необходимоотметить особенности коллектива ЦДО. На всех этапах истории Центра существеннуючасть его сотрудников составляли студенты и аспиранты нашего университета. И с этойточки зрения ЦДО можно рассматривать и как учебное подразделение, где одаренныестуденты работают, получают необходимые профессиональные навыки и опыт. Их работане ограничивается разработкой и администрированием системы и ее элементов. ЦДО выполняли выполняет значительный объем научно-исследовательских работ и проектов, что даетвозможность не только хорошо оплачивать труд сотрудников, но и совершенствоватьматериально-техническую базу Центра.

e2dec94c