Выходит с 1931 года

Поздравляем! Весомый вклад в информатизацию образования

Лисицына Любовь Сергеевна – заведующая кафедрой «Компьютерные образовательные технологии» факультета информационных технологий и программирования, доктор технических наук. Кандидатскую диссертацию по специальности 05.13.12 – «Системы автоматизации проектирования» защитила в нашем университете еще в 1987 г., а докторскую диссертацию – 23 июня 2008 г. во вновь открытом в нашем университете диссертационном Совете по новой специальности 05.13.06 «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (образование)». Является членом Координационного Совета при Комитете по образованию Санкт-Петербурга. Автор почти 100 печатных трудов, в том числе трех монографий. Руководитель ряда проектов в области автоматизации в сфере образования, в том числе двух проектов по Федеральной целевой Программе «Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)», трех проектов по Федеральной целевой Программе «Развитие образования на 2006 – 2010 гг.», трех проектов по инновационной образовательной Программе СПбГУ ИТМО в рамках национального проекта «Образование». Редакция газеты обратилась к Любови Сергеевне с несколькими вопросами.

Нажмите на картинку, чтобы увидеть ее в большем разрешении...
Л.С. Лисицына

– Любовь Сергеевна, в январе на заседании Ученого совета ректор вручил Вам диплом доктора технических наук. Расскажите, пожалуйста, читателям нашей газеты о своей диссертационной работе.
– Тематика моей диссертационной работы напрямую связана с процессами реформирования современной системы профессионального образования, c внедрением компетентностного подхода в практику подготовки выпускников. В основе моей диссертационной работы – исследования по моделированию образовательного процесса с помощью компетенций, по установлению связей между результатами и модульным содержанием образования через состояния образовательного процесса, по автоматизации средствами сетевых информационных систем конструирования образовательных траекторий для управления разработкой компетентностно-ориентированного содержания модульных образовательных программ и процессов по подготовке выпускников вуза, востребованных рынком труда.

– Актуальность таких исследований не вызывает сомнения. Могут ли результаты Вашей работы быть использованы в нашем университете?
– Одним из требований ГОС нового третьего поколения является ежегодный пересмотр компетентностных моделей выпускников и, соответственно, содержания образовательных программ. Методология, разработанная мною, позволит проводить эти работы с использованием технологий сетевых информационных систем и для автоматизации сбора, накопления и систематизации компетенций выпускников; и для их согласования в сетевом профессиональном сообществе, включающем в себя и потенциальных работодателей, занимающих приоритетное положение на рынке труда; и для управления модульным компетентностно-ориентированным содержанием образования, и для мониторинга достижений выпускников.

– Что легло в основу экспериментальной части Вашей работы?
– Исследованиям предшествовала большая практическая работа, которую с 2000 г. проводит моя кафедра по организации и проведению курсов повышения квалификации различных категорий работников образования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их применения в образовательной деятельности. Динамичность предметной области обучения (а ИКТ меняются ежегодно) и требований к их применению в профессиональной деятельности работниками образования, прежде всего педагогами, массовость и краткосрочность обучения слушателей на курсах, а также частичная повторяемость содержания программ обучения потребовали от нас серьезной проработки и систематизации образовательных программ для курсов повышения квалификации в области ИКТ. Результатом такой работы на кафедре является наличие более трех десятков различных образовательных программ и учебно-методических комплексов (УМК) для их реализации, в том числе с использованием дистанционных технологий на основе сетевой информационной системы по поддержке курсов повышения квалификации в области ИКТ – методического Интернет-центра (МИЦ), доступ к ресурсам которого осуществляется с использованием стандартных Интернет-технологий с сайта http://ito-center.ifmo.ru. Сегодня ресурсами МИЦ пользуются члены сетевого сообщества, созданного из числа университетов и образовательных учреждений системы дополнительного образования в 18 регионах России.

– Хорошо известна деятельность Вашей кафедры по повышению квалификации школьных учителей в области информационных технологий. Что, на Ваш взгляд, делает такие курсы популярными?
- Действительно, наши курсы очень популярны среди педагогов города. Кстати, за период с 2000 г. по настоящее время через наши курсы прошло обучение более 15 тысяч человек. Сегодня в городе нет ни одной школы, где бы не работал выпускник наших курсов. Залог успеха наших курсов – реальное внедрение компетентностного подхода в практику разработки образовательных программ. Мы давно и успешно ведем ежегодно согласование содержания программ курсов с нашим основным Заказчиком – Комитетом по образованию Санкт-Петербурга – на языке результатов обучения, определяя требования к тому, что должен знать и уметь практически делать выпускник той или иной программы. При этом ежегодно расширяем спектр образовательных программ, ориентируясь на реальные потребности педагогов, осваивающих ИКТ для применения в своей профессиональной деятельности. Например, в прошлом 2008 г. мы обучили 2100 человек по 18 образовательным программам, включающим в себя модули по изучению различных ИКТ для создания цифровых образовательных ресурсов до формирования эффективных приемов администрирования информационных систем и компьютерных сетей.

– Кто преподает на Ваших курсах?
– На курсах работает большой и слаженный коллектив преподавателей и сотрудников разных кафедр и других структурных подразделений университета. Ядром коллектива являются преподаватели кафедры КОТ: к.т.н., доценты Белозубов А.В., Штенников Д.Г., Меженин А.В., старший преподаватель Николаев Д.Г. Только за последний год ими было подготовлено 15 новых учебно-методических пособий, изданных в СПбГУ ИТМО для методической поддержки наших курсов. Большой вклад в результативность этой деятельности внес профессор Бобцов А.А. Дистанционную часть курсов поддерживала команда сотрудников ЦДО университета во главе с доцентом нашей кафедры, директором центра А.В. Ляминым.

– Расскажите, пожалуйста, об обучении школьных учителей вне стен нашего университета.
– Особенностью курсов в 2008 г. было создание и дистанционная поддержка системы тьюторских площадок университета на базе 33 образовательных учреждений системы образования Санкт-Петербурга. Обучение на тьюторских площадках вели специально подготовленные в нашем университете педагоги и методисты ИКТ из системы образования Санкт-Петербурга. Взаимодействие СПбГУ ИТМО с образовательными учреждениями регулируется двухсторонними договорами о сотрудничестве. Всего тьюторами было обучено 612 человек. Преимущество такой организации курсов заключается в том, что, во-первых, слушатели проходили обучение по месту основной работы и, во-вторых, была на практике реализована идея непрерывности образования педагогов в области ИКТ, когда наиболее успешные выпускники тьюторских площадок получали возможность продолжить повышение квалификации в нашем университете по более сложным программам с учетом их практических интересов.

– Любовь Сергеевна, в этом году состоялся первый выпуск на Вашей кафедре по специальности 230202 «Информационные технологии в образовании». Довольны ли Вы своими выпускников?
– Впечатление хорошее. На защите своих выпускных квалификационных работ студенты демонстрировали готовность к своей профессиональной деятельности, умение разрабатывать и применять информационные технологии в образовании. Особенно приятно было видеть во многих работах целостность технологической и содержательной разработки, способность строить модели для управления образовательным процессом. Всего кафедрой выпущено 14 специалистов, из них трое: А.С. Пирская, А.А. Першин, М.В. Кудрявцев – с отличием. Все они – мои дипломники. Надеюсь продолжить с ними работу в качестве руководителя по подготовке аспирантов.

– Расскажите, пожалуйста, о новой специальности, по которой Ваша кафедра ведет подготовку аспирантов.
– Действительно, в перечне специальностей по подготовке аспирантов в нашем университете специальность 05.13.06 «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (образование)» – новая не только для нашего университета, но и в целом в Российской Федерации. Специальность является технической и связана с исследованиями, направленными на разработку моделей, методов и средств для автоматизации и управления сферы образования. При выборе тем для исследований наших аспирантов мы ориентируемся, прежде всего, на решение основных стратегических задач развития образования в России до 2020 г., направленных на качество, доступность, непрерывность современного образования, на повышение эффективности управления в сфере образования, на работу с одаренными детьми.

– Кто из студентов может продолжить обучение в университете по этой специальности?
– Прежде всего, выпускники направления 230200 «Информационные системы». Сейчас ко мне приходят выпускники различных кафедр этого направления и интересуются возможностью продолжить обучение в аспирантуре на нашей кафедры. Пользуясь случаем, хочу дать совет тем, кто интересуется научными исследованиями в предметной области данной специальности. В аспирантуру следует идти тем, у кого уже есть задел для выполнения диссертационных исследований. Три года обучения в аспирантуре – слишком короткий срок для новых начинаний. С кандидатами для приема в аспирантуру в 2009 г., которым я дала согласие на руководство, я работаю со второго курса, у них уже есть опыт не только в научной работе по данной специальности, но и опыт участия в реальном учебном процессе кафедры.

Любовь Сергеевна, поздравляем Вас с присвоением Вам степени доктора технических наук! Поздравляем с наступающим праздником весны! Желаем Вам успехов в работе и личной жизни!

e2dec94c