Выходит с 1931 года

Болонский процесс. шаг за шагом Хотите учиться за границей?

В свой речи перед началом учебного года ректор В.Н. Васильев подчеркнул, в частности, что наш университет должен увеличить объем подготовки специалистов по совместным программам с зарубежными вузами, стать более открытым для сотрудничества. Чтобы узнать, каковы возможности для учебы по обмену у наших студентов и как можно выехать учиться за рубеж уже сейчас, мы задали несколько вопросов сотруднику Департамента европейской интеграции Д.В. Дроздовой.

–Дарья Валентиновна, первый вопрос о целесообразности учебы за границей.
–Как человек, учившийся два года в магистратуре the University of Iova, я считаю, что это очень полезный опыт. Хотя бы в течение семестра стоит поговорить на другом языке, окунуться в другую культуру. После этого меняется взгляд на мир.

Вот, например, как вам такое мероприятие – домашний экзамен? Нужно дома просидеть над заданием ровно час, честно не заглядывая в учебник – и приходится оправдывать доверие, а то ведь будешь чувствовать себя безнравственной личностью.

Или – тебе дают ключи от кафедры, от компьютерного класса, от здания университета – и ты начинаешь ответственно относиться к своему поведению, не таскаешь домой бумагу из кафедральной кладовки, не тратишь на личные нужды ресурс ксерокса, по ночам чинно пишешь в компьютерном классе курсовые, а не качаешь «нежелательные ресурсы» из сети. В общем, оказывается, что вокруг тебя больше свободы и комфорта – зато внутри больше ограничений.

И вообще, после учебы за границей начинаешь чувствовать себя гражданином мира, представление об этом мире становится глубже и многограннее, а сам мир – уютнее.

Участники летней школы в университете Ювяскюля – 2008.
Вторая справа – Татьяна Осетрова (гр.4520)

–А какие сейчас есть возможности для студентов нашего университета учиться за границей?
–В нашем вузе активно внедряются и практически используются все инструменты Болонского процесса. На их основе студентам предоставляется возможность обучаться по обмену в зарубежном вузе-партнере. Для этого университет использует в своей практике такие документы, как Transcript of Records, Learning Agreement и Diploma Supplement (европейское приложение к диплому). Форма этих документов едина для всего общеевропейского образовательного пространства.

В университете введена европейская система кредитно-зачетных единиц (ECTS) и шестибалльная европейская система оценок. Благодаря практическому внедрению этих инструментов любой студент университета имеет возможность обучаться по обмену за рубежом в течение примерно одного семестра.

Для реализации академической мобильности университет участвует в ряде международных консорциумов и программ, финансируемых из международных источников. Большое внимание уделяется такому методу интернационализации научно-педагогической деятельности, как совместные программы подго-товки аспирантов (double degree doctoral programs). Это позволяет существенно повысить научный уровень диссертационных исследований, обеспечить доступ к новейшему научному оборудованию и дополнительному финансированию в международном измерении.

С этой целью в университете принята и успешно реализуется ITMO Cotutelle PhD Program – международная программа совместной подготовки аспирантов. Описание программы находится на сайте http://global.ifmo.ru в разделе about us/excellence initiative.

–Расскажите, пожалуйста, подробнее о программе совместной подготовки аспирантов – что она дает участникам?
–Аспирант обучается часть времени в России, а часть – в выбранном европейском университете. Защита также проходит два раза, там и здесь. В результате можно получить и российскую степень кандидата наук, и PhD европейского образца.

–Чем хороша двойная степень?
–Наша кандидатская степень обычно признается за границей, а вот с признанием PhD в России дело обстоит сложнее, требуется так называемая нострификация. При этом учеба за границей дает возможность выучить язык, воспользоваться отличной материальной базой, а зачастую и стипендией. А если вы решите работать в России, то тут весьма пригодится традиционная кандидатская степень.

–Есть ли какие-то краткосрочные программы обмена или обучения за границей?
–Мы помогаем студентам организовать обучение в международных летних школах, например, в Финляндии предлагается более 25 программ по самым разным направлениям.

–Какая помощь оказывается студентам, если они хотят учиться по программе обмена или двойной аспирантуры?
–В основном мы помогаем готовить документы, в частности, европейское приложение к диплому. Иногда есть возможность обеспечить студента, едущего учиться по обмену, стипендией принимающего университета. Планируется также открыть курсы по подготовке к различным международным экзаменам по английскому языку – IELTS, TOEFL, FCE, GRE.

–Расскажите более подробно о финансировании учебы за границей.
–Обучение в аспирантуре финансируется в основном за счет средств, выделяемых на научные проекты, которые обычно ведут совместно оба научных руко-водителя. При обучении по обмену все зависит от конкретного университета и программы: иногда студент может сам подобрать себе программу, где платят стипендию, или ему помогаем мы (смотрите раздел о зарубежных стипендиях на нашем сайте). Иногда приходится полностью оплачивать обучение.

–Кто занимается подготовкой документов, поиском стипендий и вообще оказывает помощь студентам, выезжающим за рубеж?
–Эти вопросы решает Департамент европейской интеграции. Возглавляет его директор, проректор по международной деятельности, А.В. Рыбин. Андрей Владимирович – выпускник престижной западной бизнес-школы, имеет степень доктора (PhD, Финляндия). Широкий международный опыт наших сотрудников является залогом высокого качества работы Департамента.

Мы также обеспечиваем поддержку англоязычной версии сайта университета http://global.ifmo.ru.

–Каковы задачи сайта?
–Прежде всего, сайт создается для позиционирования университета в международном образовательном пространстве. Наши иностранные партнеры хотят знать, чему и как учат в университете. Мы хотим показать, что находимся на уровне лучших европейских университетов и что с нами полезно сотрудничать. В частности, сейчас мы работаем над публикацией учебных планов по всем дисциплинам на английском языке.

В перспективе – перевод и публикация программ дисциплин. Мы также планируем развивать новые консультационные услуги для студентов университета, направленные на дальнейшее совершенствование системы академической мобильности.

–Дарья Валентиновна, так с чего нужно начать, если есть желание учиться за границей?
–Начать желательно с первого курса – получать хорошие оценки и рекомендации преподавателей. Приходите в Департамент европейской интеграции, а лучше пишите на rybin@mail.ifmo.ru, и мы расскажем, что и как вам нужно делать.

e2dec94c