Выходит с 1931 года

Инновации в образовании Балльно-рейтинговая система: мысли вслух

С первого года внедрения БаРС кафедра культурологии имела к ней непосредственное отношение. Мы работаем по этой системе со студентами I – III курсов и прошли достаточный путь для адаптации к новой технологии обучения и контроля знаний.

Педагогический коллектив кафедры в целом одобряет эту систему, которая потребовала от нас поиска новых динамичных форм работы и ме-тодик обучения.

Проблемы, возникающие в связи с БаРС, мы обсуждали на заседаниях кафедры. Я вносила предложения по ее усовершенствованию, выступала на конференциях, знакомилась с различными вариантами этой системы в других вузах. И теперь хотела бы поделиться своими мыслями по этому поводу. Возможно, они покажутся «непричесанными», но это результат раздумий и анализа ситуации.

[div width="200" float="left" border="1px solid rgb(153, 51, 255)" color="white"]

Третий год в нашем вузе реализуется балльно-рейтинговая система (БаРС) оценивания знаний студентов. Основное ее назначение – организация систематической работы студентов и преподавателей в течение всего учебного года.

Напомним, что эта система связана не только с определенными правилами оценки знаний студентов, но и с коренной переработкой учебных программ. Руководство университета уверено, что система позволит привести в соответствие фактический уровень знаний студента по дисци-плине и оценку за ее освоение.

Два года – достаточный период времени для того, чтобы адаптироваться студентам, а главное преподавателям к новым условиям организации учебного процесса. Однако дискуссии по поводу предложенных нововведений и по настоящее время продолжаются в нашем университете. Предлагаем обсудить эти вопросы на страницах газеты. Надеемся, что аргументированные мнения сторонников и противников, а также комментарии авторов этих инноваций будут способствовать дальнейшему повышению качества образовательного процесса в нашем вузе.

[/div]

Балльно-рейтинговая модульная система организации учебного процесса представляется достаточно формализованной и требует аналогичных методов как контроля знаний студентов, так и технологий обучения.

В данное время все внимание сосредоточено на:

  • ритмичности работы студентов;
  • предоставлении им возможности продемонстрировать свои знания и ответственное отношение к изучению предметов;
  • планировании преподавателями темпов и итогов обучения, а также выставления баллов в электронный журнал системы мониторинга ЦДО.

Эти задачи решаются в университете непросто. Огорчает снижение показателей успеваемости, взаимные упреки преподавателей, студентов, представителей администрации.

При анализе учебного процесса главное внимание обращается на первые две буквы аббревиатуры – БаРС – «БР» – балльно-рейтинговая. Представляется, что основное содержание заключается в третьей букве – «С» – система. Именно этого – системного подхода – и не достает для того, чтобы БаРС стала важной составляющей формирования нового, инновационного, иного образовательного пространства университета. БаРС – это только надводная часть айсберга. Главная её составляющая – в глубине.

Внедрение современных технологий учебного процесса, особенно таких формализованных и компьютеризированных, как БаРС, требует всестороннего подхода к содержанию, последовательности, преемственности читаемых курсов по всем направлениям подготовки, а также изменения методов и форм преподавания.

Дистанционному, формализован-ному подходу к контролю знаний студентов и фиксации их результатов должен предшествовать аналогичный способ передачи знаний: чтение лекций с презентациями и размещение их в ЦДО. Студенты на лекции должны слушать и следить за объяснением и комментариями преподавателя, а затем еще раз спокойно вернуться к пройденному материалу для подготовки к семинарским, лабораторным и практическим занятиям.

Студенты говорят, что их больше спрашивают, а не учат. Для формирования современного образовательного пространства университета требуется ряд последовательных шагов, рассчитанных на определенный период времени. Необходима общая концепция и план ее реализации. У нас в университете есть стратегический план развития. В нем определены направления развития научной деятельности, новых направлений подготовки и т. д. Но собственно этапы обновления учебного процесса прописаны недостаточно. А это касается всего преподавательского состава, а не только 25 % носителей инноваций.

Система высшего образования достаточно консервативна. Так было всегда, и может быть, благодаря своей консервативности она выжила в России в конце XX – начале XXI в. Но время идет вперед – от гусиного пера к «вечному», затем к шариковой ручке и далее – компьютеру. Преподавательский состав высшей школы должен быть на уровне технического прогресса (хотя и не бежать впереди него, так как новые знания должны быть проверены временем).

Работа учебного заведения очень похожа на труд земледельца – она циклична. Начало занятий, модули, семестр, сессия, каникулы … и все повторяется снова. В формах контроля программ дисциплин обозначены точки контроля – 1, 2 и т. д. Однако каждый год уникален. Почему бы не издавать не только приказ о сессии, но хотя бы указание, в котором на каждый год эти точки обрели бы конкретные значения. Первая точка – вторая неделя «с» – «до», баллы проставить в такие-то числа, третья точка … и далее аналогично.

Чтобы не повторяться, приведу цитату из своего первого служебного опуса: «… предлагается прописать четкий механизм – технологическую карту учебного процесса, которая должна составляться в начале учебного года на весь период. В технологической карте должны быть обозначены все виды деятельности отделов университета, деканатов, кафедр, преподавателей и студентов с указанием видов деятельности, сроков выполнения и ответственных, т. е. все этапы учебного процесса. Причем сроки выполнения желательно обозначать не только в «неделях», но и в датах применительно к реальному учебному году. (03.12.08)». В разных выражениях это предложение отражено в служебных записках руководству университета от 25 и 30 марта 2009 г.

В этих служебных записках приведены и другие «мелочи», которые отрицательно влияют на качество реализации важного начинания. За БаРС отвечает много людей, но уже третий год не покидает ощущение, что «у се-ми нянек дитя без глаза».

Как было в начале отмечено, кафедра культурологии уже третий год осваивает БаРС. Понимая, что новые технологии всегда сложно входят в жизнь, мы не просто обсуждали эти проблемы на заседаниях и в личных беседах, но искали наиболее рациональные пути ее реализации: постоянно находились в контакте с ЦДО, писали свои инструкции на основе предлагаемых материалов по всем нововведениям, ответственные за реализацию БаРС консультировали преподавателей по работе в системе «мониторинг» и т. д.

На кафедре уже многие годы в начале сентября разрабатывается памятка для преподавателей, работающих со студентами по курсу культурологии – самой массовой нашей студенческой аудитории. В памятке четко обозначены требования кафедры к студентам, сроки выполнения заданий, сдачи тестов, возможности получить «автоматом» отличную оценку и т. д. Ничего особенно нового за 10 лет не появлялось, но четкое указание дат и сроков применительно к данному учебному году позволяло выработать единство требований кафедры.

После внедрения БаРС эти памятки стали более подробными и включают все этапы работы со студентами. Если бы к началу сентября для всего университета готовился единый регламент, то мне как заведующей кафедрой было бы легче работать.

В заключение приведу еще одну цитату: «Считаю, что эта система может и должна дать положительные результаты, так как она обеспечивает прозрачность учебного процесса, равное положение его участников, в ней учтены современные тенденции. В то же время любые инновации в такой консервативной в хорошем смысле слова области, как образование, должны пройти достаточно длительный путь, чтобы явно обозначились их преимущества и были нивелированы недостатки и упущения…

Корпоративная культура университета должна адаптироваться к новым условиям обучения. Это касается в первую очередь положения двух основных участников учебного процесса – студентов и преподавателей. Им должны быть обеспечены условия для эффективной работы, режим благоприятствования со стороны всех служб университета, ощущение защищенности (07.12.08)».

Я не претендую на оригинальность высказанных предложений и надеюсь на сотрудничество с единомышленниками, которые неравнодушны к качеству учебного процесса в нашем университете.

Присвоение нашему вузу категории «национальный исследовательский университет» является началом трудного пути по закреплению и развитию достигнутого. Совершенствование БаРС – одна из ступеней этого пути. Предлагаю создать временную рабочую группу из числа представителей различных циклов дисциплин под руководством представителя администрации университета, которая, опираясь на публикации в газете и другие источники, сможет систематизировать все «мелочи» и предложить меры по выявлению потенциала БаРС.

e2dec94c